- Владимир Львович, как вы оцениваете ситуацию, сложившуюся в лесном хозяйстве страны?
- Наш профсоюз объединяет как работников, занятых в лесопромышленном комплексе - лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, так и в лесном хозяйстве. Если говорить о лесном хозяйстве, то в нем сложилась сложная ситуация. В свое время нынешним кабинетом министров была упразднена Федеральная служба лесного хозяйства России, которая, в частности, занималась охраной лесов от пожаров, самовольных порубок, массовым восстановлением лесов.
Лес - это одно из основных богатств нашей страны, на которую приходится более четверти мировых запасов древесины. У наших лесных ресурсов есть один собственник - государство, которое должно эффективно ими распоряжаться и не допускать их разбазаривания. Но, чтобы эффективно заниматься этим, необходимо создать самостоятельную службу лесного хозяйства, имеющую права министерства.
Кроме того, с принятием бюджета на 2002 год серьезно изменилась схема финансирования лесохозяйственных работ. Раньше примерно 60 процентов финансирования лесных хозяйств осуществлялось из собственных средств. Теперь основная часть средств будет поступать из федерального бюджета. Однако возникают серьезные опасения относительно того, будут ли полностью и как быстро доходить эти средства до тех, кому они предназначены. Это грозит замедлением темпов развития лесных хозяйств, задержками в выплате заработной платы.
- А что еще тревожит вас из происходящего в лесном хозяйстве?
- В последнее время наблюдается развитие теневого рынка лесной продукции. Страна несет значительные убытки от незаконной вырубки лесов. Противодействие этому все чаще приводит к гибели работников лесного хозяйства, выполняющих свои служебные обязанности. Они все чаще становятся жертвами браконьеров.
Когда же наш профсоюз попытался через отраслевое тарифное соглашение решить вопрос о дополнительном страховании работников государственной лесной охраны, этому решительно воспротивилось Министерство финансов. В результате люди, охраняющие государственные лесные богатства, в силу существующего законодательства лишены возможности быть дополнительно застрахованными от несчастных случаев даже за счет средств, перечисляемых из сферы лесного хозяйства.
- Как складывается, на ваш взгляд, положение в лесопромышленном комплексе?
- В нем наблюдается некоторое оживление. Но трудно сказать, как долго это будет продолжаться. Напомню, что в начале 90-х годов было упразднено Министерство лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности. Сейчас его функции возложены на департамент, входящий в состав Министерства промышленности, науки и технологий РФ. В нем трудятся от 30 до 40 человек, которые, среди прочего, решают вопросы развития и реструктуризации лесопромышленного комплекса. Скажите, в состоянии столь малое количество людей, пусть даже хороших специалистов, управлять и координировать действия многих предприятий, разбросанных на гигантских пространствах страны.
Сейчас приходится констатировать отсутствие четкой государственной политики в области развития лесопромышленного комплекса. Экспортом леса занимаются более 13 тысяч юридических и физических лиц. Выручка от реализации лесобумажной продукции на внешнем рынке не соответствует потенциалу Российской Федерации. По мнению специалистов, она может быть увеличена в несколько раз.
Проблема заключается в том, что мы экспортируем в основном круглый лес, целлюлозу, бумагу и фанеру. При этом из-за транспортных расходов ее стоимость возрастает, и она становится менее конкурентоспособной. Ситуация в лесопромышленном комплексе может серьезно измениться к лучшему, в том числе и в экспорте, если будет налажена глубокая переработка древесины.
Ныне предприятия лесопромышленного комплекса работают малорентабельно, так как цены на лесобумажную продукцию на мировом рынке начиная с 2000 года снижаются. Особенно резко снизились они в прошлом году на целлюлозу - на 30 процентов. Продолжается старение и даже исчезновение основных фондов лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности.
Для того чтобы лесопромышленный комплекс успешно развивался, необходимо разработать национальную лесную политику, в рамках которой должны решаться как вопросы управления лесными хозяйствами, так и разработки лесных ресурсов, социальной сферы. Этот документ должен быть утвержден президентом России и подкреплен соответствующими законами.
- Что вы можете сказать о ситуации, в которой оказались труженики, занятые в лесопромышленной сфере?
- Она весьма безрадостная. Труд работников лесопромышленного комплекса и лесного хозяйства является одним из самых тяжелых, травмоопасных и низкооплачиваемых. Средний уровень заработной платы на 20 процентов ниже общероссийского. Крайне велика разница в уровне заработной платы в регионах. Он колеблется на предприятиях целлюлозно-бумажной промышленности от 1.965 до 10 тысяч рублей в месяц. Зарплата работников государственной лесной службы - лесничих, их помощников, сотрудников баз авиационной охраны лесов, государственных лесоустроительных предприятий, национальных парков почти в два раза ниже средней по России и только на 36 процентов выше средней пенсии.
Наш профсоюз последовательно выступает за изменение создавшейся ситуации. Он одним из первых еще до принятия Трудового кодекса в своем тарифном соглашении точно обозначил, что размер минимальной тарифной ставки работника 1-го разряда должен устанавливаться не ниже уровня прожиточного минимума в соответствующем субъекте Российской Федерации. К сожалению, эта норма нередко нарушается, ибо одних наших усилий оказывается недостаточно. В вопросе выплаты заработной платы работникам лесного комплекса нужна активная государственная поддержка.
- Как известно, передел собственности не обошел и лесопромышленную отрасль. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Отвечу на этот вопрос ясно и однозначно. Передел собственности обычно приводит к дестабилизации работы предприятий, в том числе занятых в лесопромышленном комплексе. Дестабилизация в свою очередь и оборачивается снижением производственных показателей. В конечном итоге она грозит еще задержками в выплате заработной платы. Новый собственник обычно подвергает ревизии ранее заключенные коллективные договоры. В результате сокращаются рабочие места, происходят перебои с той же выплатой заработной платы. Короче говоря, от передела собственности прежде всего страдают простые труженики предприятий. На это, в частности, обращалось внимание на состоявшемся в октябре прошлого года III пленуме профсоюза работников лесных отраслей. В принятом постановлении отмечалось, что "продолжающийся очередной передел собственности на ряде крупных предприятий лесопромышленного комплекса повлек в текущем году увеличение задолженности по заработной плате".
На том же пленуме был рассмотрен вопрос о переделе собственности, коснувшемся одного из крупнейших предприятий - ОАО "ПО Усть-Илимский ЛПК". В специальном заявлении пленума отмечено, что "смена управляющих организаций привела к ухудшению положения работников, невыполнению условий коллективного договора, отказу от ранее достигнутых договоренностей, от ведения переговоров по повышению уровня оплаты труда работающим на комбинате". Пленум обратился к главе администрации Иркутской области с просьбой принять меры по цивилизованному урегулированию возникшего конфликта. В полученном ответе от областной администрации отмечено, что "частая смена собственника предприятий приводит к дестабилизации ситуации как на ЛПК, так и в Усть-Илимске, во всем районе".
Недавно, 14 марта, я побывал в городе Новодвинске на конференции трудового коллектива Архангельского целлюлозно-бумажного комбината, который является одним из ведущих предприятий отрасли. Средняя заработная плата его коллектива составляет 9 тысяч рублей в месяц. Представители всех подразделений этого предприятия, на котором трудятся около 10 тысяч человек, приняли коллективный договор на 2002-2003 годы, который ныне успешно реализуется. В ходе обсуждения договора работниками комбината поднят вопрос о возникшей реальной угрозе передела собственности применительно к Архангельскому ЦБК. В завершение конференции было принято обращение к президенту Российской Федерации В. Путину. В нем, в частности, отмечается, что трудовой коллектив Архангельского целлюлозно-бумажного комбината обеспокоен ситуацией, сложившейся в целлюлозно-бумажной отрасли и вокруг предприятия.
В документе выражается тревога в связи с претензиями на передел собственности применительно к АЦБК, предъявляемыми "менеджерами одной из инвестиционно-промышленных групп". В результате этого передела, подчеркивается далее, "может возникнуть угроза бесперебойной работе комбината, выполнению условий принятого коллективного трудового договора, реализации социальных программ и обязательств, стабильной выплате заработной платы и ее росту, а также жизнедеятельности всего города с 50-тысячным населением." В обращении к президенту отмечается также, что Архангельский ЦБК является градообразующим для Новодвинска и обеспечивает его теплом, горячим и холодным водоснабжением. Любые потрясения могут плачевно сказаться на системах жизнеобеспечения города. Они представляют угрозу и для всей Архангельской области. Налоговые поступления от ОАО "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" составляют более миллиарда рублей в год. В случае остановки комбината область лишится средств, а в случае задержки или невыплаты заработной платы пострадают социальные и внебюджетные фонды. В обращении содержится просьба к президенту принять меры по недопущению развития ситуации в худшем направлении.
- Вы нарисовали довольно печальную картину положения дел в лесной сфере. Что же надо сделать для улучшения ситуации?
- Целый комплексе мер для выхода из создавшегося положения был намечен на состоявшемся 27 февраля IV пленуме профсоюза работников лесных отраслей РФ.
Выражая тревогу за будущее лесного комплекса страны, пленум констатировал, что уже в самое ближайшее время государство должно изменить свое отношение к лесопромышленному комплексу и лесному хозяйству. Участники пленума призвали к созданию федерального органа управления и координации лесным комплексом в лице министерства. Они также высказались за разработку и принятие концепции национальной лесной политики по развитию и законодательному обеспечению лесопромышленного комплекса и лесного хозяйства. Было предложено утвердить федеральные целевые программы по ускоренному восстановлению лесного кадастра, мониторинга лесов и современных методов лесоустройства, обеспечив при этом их полное и своевременное финансирование. Именно эти меры призваны, на наш взгляд, серьезно изменить к лучшему ситуацию в лесном комплексе России.