Зато преимущество, может, получит блок националистических сил "Наша Украина", оппозиционный главе государства. Социологи прочат ему от 85 до 94 депутатских мест. Коммунисты могут рассчитывать на 55 - 60 мандатов из 225, которые формируются по пропорциональному принципу. Лояльная Кучме Социал-демократическая партия Украины (объединенная) рассчитывает на 26 - 29 мест, а фракция президентского блока "За Єдину Україну" будет насчитывать всего лишь 17 - 18 депутатов. Итак, 43 - 47 мандатов - на всю "президентскую рать". Маловероятным считают политологи и то, что центристское большинство удастся сформировать из депутатов-одномандатников.
Российские политики, не зная, как реагировать на эти тенденции, шарахаются из стороны в сторону. Склонный к эпатажу вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский призывает поддержать "Нашу Украину" во главе с Виктором Ющенко, который, как надеется лидер ЛДПР, будет по крайней мере честно платить за газ. К тому же, отмечает вице-спикер, заведомо неверные действия Ющенко могут способствовать расколу Украины, и толкнуть восточные и южные области в объятия России.
Глава Комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Рогозин называет представителей националистических сил "внуками тех, кто в годы войны расстреливал наших солдат", а потом призывает к конструктивному сотрудничеству с ними. Это свидетельствует о растерянности, царящей в наших политических кругах...
Как же вести себя России в ситуации усиления у соседа националистических и левых сил? Кто в этой ситуации наш главный союзник? И как действовать по отношению к новым оппонентам? С этими вопросами "Труд" обратился к ведущим российским политологам. В конце концов от правильного выбора сегодня, от понимания тенденций зависят и российско-украинские отношения через пару лет, когда Украину ждут президентские выборы.
Председатель правления фонда "Центр политических технологий" Марк Урнов считает, что у России нет большого выбора во взаимоотношениях с Украиной.
По мнению эксперта, "несмотря на все мерзости, которые творятся на Западной Украине (имеется в виду, в частности, решение ивано-франковских властей о реабилитации участников дивизии "СС-Галичина" и уравнивании их в правах с ветеранами Великой Отечественной войны. - Ред.), нам придется вести себя умеренно и разумно, чтобы не допустить распространения националистического угара с западных областей на Восток".
- Но надо иметь в виду, - подчеркнул Урнов, - одно дело - взаимоотношения с парламентом, другое - с политическими силами: их мы должны строить с точки зрения интересов России. И, как это ни парадоксально звучит из уст антикоммуниста, я убежден, что сейчас необходимо поддержать Коммунистическую партию Украины и левые силы. Я никогда не решился бы произнести это, если бы в России был слабый президент или существовала угроза коммунистического реванша.
Впрочем, считает политолог, пришествие левых на главные посты в Украине тоже не является вопросом ближайших лет. Сейчас это исключено. Однако даже если представить ситуацию, при которой коммунисты получат преимущество в парламенте, а затем победят на президентских выборах, эксперт убежден, что "расползания красной угрозы" можно не опасаться. У россиян перед глазами есть опыт Молдавии. И он вовсе не выглядит угрожающим. Фактически левые партии в соседних с Россией странах Содружества образуют своего рода "санитарный кордон", который обеспечивает нам локализованную поддержку со стороны русского и русскоязычного населения.
Итак, резюмировал Марк Урнов, оптимальной политической тактикой для России можно считать нормальные цивилизованные отношения с парламентом в целом в сочетании с очень жестким давлением на националистические силы. В частности, через европейские структуры. Необходимо привлечь внимание той же Парламентской ассамблеи Совета Европы к фашистским, русофобским и антисемитским силам, которые действуют на западе Украины. Свои опасения необходимо донести и до Организации Объединенных Наций, которая, как все помнят, создавалась в том числе для противодействия нацизму.
Политолог, доктор экономических наук Иосиф Дискин убежден: для того, чтобы выстроить разумную стратегию отношений с будущим украинским парламентом, вначале необходимо понять, сколь искренен сам президент Украины Леонид Кучма. Насколько реалистичны его обещания войти в Евразийский экономический союз? Произносятся ли эти слова только для того, чтобы Путин поддержал прокучмовские политические объединения? Или же украинский партнер готов к реальным шагам?
Впрочем, отмечает Иосиф Дискин, российский президент уже сделал определенные шаги навстречу украинскому брату. Так сказать, авансом. Заодно обозначив и симпатии России. Без большой огласки в СМИ Путин принял лидеров тех сил, которые считает конструктивными и с которыми возможно реальное партнерство: лидера блока "За ЕдУ", главу администрации Кучмы Владимира Литвина, руководителя СДПУ(о) Виктора Медведчука и лидера Коммунистической партии Петра Симоненко.
В этом, по мнению политолога, нет ничего удивительного. Украинский президент вряд ли может рассчитывать на альянс своих приближенных с коммунистами. Другое дело - Россия. Временные коалиции трех вышеназванных партий по вопросам, актуальным для нашей страны - от статуса русского языка до участия в структурах Содружества, - вполне вероятны.
"Но удастся сделать эти коалиции работоспособными - зависит уже от российских дипломатов и парламентариев. Они должны добиваться если не дружелюбного, то хотя бы прагматичного, из расчета взаимной выгоды, отношения украинских депутатов к нашей стране", - подытожил свою мысль эксперт.