НЕФТЬ И ПОЛИТИКА

В последние месяцы предвыборная кампания вытеснила с газетных полос и из эфира практически все

В последние месяцы предвыборная кампания вытеснила с газетных полос и из эфира практически все остальные события. Поэтому как-то незаметно в Пекине прошло очередное заседание смешанной подкомиссии по энергетике, которая работает в рамках регулярных встреч глав правительств России и Китая. В рамках этого мероприятия обсуждался весьма интересный вопрос - строительство нефтепровода из Сибири в Китай. Пока это проект, но уже сейчас мало кто сомневается, что в 2004 году первая сибирская нефть попадет по нему на китайскую территорию.
Вслед за ширпотребом, военно-техническим сотрудничеством очередь дошла до базовой отрасли - энергетики. Радует, что отношения между двумя государствами наконец-то принимают все более цивилизованный и долгосрочный характер. В 50-х годах десятки тысяч наших специалистов практически "с нуля" помогали создавать промышленность КНР. Однако в 60-х годах "монолит советско-китайской дружбы" дал глубокую трещину.
Место Советского Союза заняли другие. Вместо того чтобы по трубам получать нефть от своего северного соседа, Китаю пришлось выбрать более дорогой вариант - завозить ее танкерами из стран Персидского залива. В те времена руководителям СССР казалось, что эти потери невелики (как показали события последнего десятилетия, в Москве всерьез не думали о перспективах). Сейчас рынок динамично развивающегося Китая - желанный приз. Что касается нефти, то в 1994 году ее импорт составлял всего четыре миллиона тонн, в прошлом уже 35 миллионов тонн. По прогнозам Госплана КНР, в нынешнем году стране при собственной добыче 165 миллионов тонн потребуется около 210 миллионов тонн нефти. В ближайшей перспективе импорт будет расти. В 2005 году он оценивается в 75 миллионов тонн.
Сейчас у российских нефтяников появился реальный шанс проникнуть на рынок Китая. Дело в том, что КНР предпринимает энергичные меры для диверсификации импорта энергоносителей. Нефтепромыслы Центральной и Восточной Сибири как нельзя лучше подходят для этой цели. Для россиян это выгодно еще и потому, что нефть из указанных районов невыгодно поставлять в Европу, так как слишком длинное транспортное плечо делает ее неконкурентоспособной. Кроме того, рынок Китая, а вместе с ним и всей Юго-Восточной Азии открывает для российских нефтяных компаний новые возможности. Регион является традиционным импортером нефти. К моменту начала эксплуатации трубопровода потребность Японии в сырой нефти оценивается в 220 миллионов, Южной Кореи - 120 миллионов, Тайваня - 40 миллионов тонн.
Цифры впечатляют и окрыляют. Строительство нефтепровода откроет для нашей страны огромные рынки сбыта и позволит переориентировать часть российских экспортных потоков с запада на восток. С точки зрения геополитики, это, казалось бы, частное решение о строительстве трубы укрепит положение России в не очень-то стабильном сегодня мире. Новый рынок сбыта позволит отечественным компаниям начать разработки новых нефтяных месторождений в Центральной и Восточной Сибири. Значит, будут созданы десятки тысяч новых рабочих мест, огромные регионы получат дополнительные, весьма крупные средства для дальнейшего развития.
Любопытно, что инициатором этого приятного во всех отношениях и, по сути, государственного проекта стала частная фирма - нефтяная компания (НК) ЮКОС. В рамках российско-китайского сотрудничества в области энергетики ЮКОС, ОАО "Транснефть", которое активно включилось в работу в качестве координатора работ и оператора, и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (КННК) подписали соглашение о разработке технико-экономических расчетов строительства трубопровода. Ныне эта работа уже закончена. Теперь на ее основе будет разработано технико-экономическое обоснование проекта. На это потребуется примерно год, принятие ТЭО означает начало строительства.
Согласно расчетам пропускная способность нефтепровода составит 20 миллионов тонн в год на первом этапе и 30 миллионов тонн после выведения "трубы" на проектную мощность в 2010 году. Не менее десяти миллионов тонн готова поставить НК ЮКОС. Общая стоимость российской части проекта - примерно 1,7 миллиарда долларов. Для реализации проекта ЮКОС предлагает создать консорциум, куда бы вошли все заинтересованные российские производители нефти. В этом случае в соответствии с их финансовым вкладом, будет определена и квота на доступ к "трубе". Но даже если желающих не найдется, ЮКОС гарантирует профинансировать все строительство. Об этом заявил во вторник на брифинге член правления этой нефтяной компании Александр Темерко. Но даже тогда, подчеркнул он, в силе остается принцип равнодоступного подхода к трубопроводу. Просто механизм определения квот будет другим.
О серьезности намерений свидетельствует и постановление правительства РФ об исключении необоснованной конкуренции российских участников на рынке нефти и газа и Китае. Минтопэнерго и даже МИД намерены жестко регламентировать все эти вопросы. В свою очередь, руководство КНР включило строительство нефтепровода в план очередной пятилетки. Последняя точка будет поставлена в Пекине в июне во время Пятой регулярной встречи глав правительств России и Китая, когда будет подписано межправительственное соглашение в энергетической области.
На нынешнем этапе предусматривается два варианта строительства трубопровода. Отправной точкой в обоих вариантах является Ангарск - восточное окончание магистральных трубопроводов "Транснефти". По первому варианту (2500 километров) маршрут пролегает через территорию Монголии в район Пекина, а по второму (2330 километров) - непосредственно из России в северо-западную часть Китая. Для нашей стороны экономически предпочтительным является проект строительства нефтепровода через Монголию. Китайская сторона согласилась изучить этот маршрут. Окончательный вариант будет выбран в первой половине 2001 года, строительство планируется закончить не позднее 2004 года.
Между тем российская нефть в Китай уже пошла. Осенью прошлого года НК ЮКОС подписала два соглашения о продаже в этом году одного миллиона тонн нефти. Поставки осуществляются пока по железной дороге. Первая за последние сорок лет пробная партия в объеме 12 тысяч тонн отгружена в декабре прошлого года.