Мнения членов ОПЕК серьезно разошлись относительно размеров увеличения экспорта сырой нефти на мировой рынок. То, что экспорт надо увеличивать, мало у кого вызывает сомнение, ведь непомерные цены на жидкое топливо подтолкнули ряд стран, его импортирующих, к краю экономической пропасти.
Как известно, в стремлении прекратить ценовой обвал десять стран - членов ОПЕК в марте прошлого года сократили свое производство более чем на 4 миллиона баррелей (один баррель равен 159 литрам) в день и установили верхний предел ежедневной добычи в 23 миллиона баррелей. Спрос стал превышать предложение. Результат же не замедлил сказаться - цена с тех пор выросла с 10 долларов до 32 долларов за баррель три недели назад. Саудовская Аравия по согласованию с США, которым пришлось выбросить на рынок часть нефти из своих стратегических запасов, настаивает на увеличении общей ежедневной квоты добычи на 1,7 миллиона баррелей. Ей возражает Иран. Его руководство опасается резкого спада цен на "черное золото" из-за экспортного скачка и одновременного сезонного сокращения его потребления. Иран придерживается цифры прироста экспорта не более 1,2 миллиона баррелей. Кроме того, на горизонте маячит перспектива выхода на мировой рынок нефти Ирака, которому с санкции ООН будет позволено экспортировать до 700 тысяч баррелей в день. Причем весь этот объем не входит в общую опековскую квоту. Саудовская Аравия и ее союзники по Персидскому заливу предпочитают, чтобы цена за баррель колебалась от 23 до 25 долларов.
Происходящие в Вене дискуссии не могут не интересовать Россию, которая благодаря значительному скачку цен на энергоносители в минувшем году смогла заткнуть многие свои бюджетные дыры. Выступая на сессии ОПЕК, министр топлива и энергетики РФ Виктор Калюжный высказался за стабилизацию мировых цен на нефть в пределах 26 - 28 долларов за баррель и сообщил, что при координации усилий с ОПЕК Россия готова даже пойти на дополнительные сокращения экспорта жидкого топлива. "Мы, - сказал российский министр, - разделяем опасения экспертов, которые считают, что принятие картельного решения о снятии ограничений на добычу нефти с 1 апреля может привести в условиях сезонного снижения спроса к резкому падению цен на жидкое топливо и дестабилизации мирового рынка". Но, похоже, тон в дискуссии задают Саудовская Аравия и другие производители из Персидского залива. А с учетом их общего производственного веса за ними, видимо, будет и окончательное решение.