ЛЮ ХУНЧЖИ И ЕГО ПАСТВА

Прогуливаясь под вечер с приятелем-китайцем по главной пекинской площади Тяньаньмэнь, я стал

Прогуливаясь под вечер с приятелем-китайцем по главной пекинской площади Тяньаньмэнь, я стал очевидцем такой сценки. Метрах в пятнадцати от флагштока, возле которого уже толпился народ в ожидании ежедневной торжественной церемонии спуска государственного стяга КНР, мужчина лет 60 неожиданно уселся прямо на землю, скрестив ноги и сложив ладони на уровне груди. К нему тотчас же ринулась дюжина полицейских в форме и в штатском, быстро препроводив задержанного к патрульному джипу.
"Опять "Фалуньгун", - кратко прокомментировал увиденное мой спутник.
Основанная в 1992 году неким Лю Хунчжи организация "Фалуньгун" проповедует достижение физического и духовного благоденствия путем медитации в сочетании с занятиями дыхательной гимнастикой. Сам Лю, эмигрировавший в США в 1998 году, утверждает, что он один в силах спасти Землю от гибели, что только ему ведом путь избавления грешных людских душ от мирских страданий, что райское будущее гарантировано одним лишь приверженцам его учения. И далее в таком роде.
Будучи, по сути, эклектическим смешением культовых воззрений с отдельными положениями буддизма и даосизма, учение "Да Фа" ("Великий закон") распространилось по Китаю со скоростью эпидемии. Источником средств существования секты, помимо издания культовых книг, выпуска аудио- и видеозаписей с проповедями Лю Хунчжи, являются пожертвования ее последователей, социальный и возрастной состав которых варьируется от школьников до пенсионеров, от простых рабочих и крестьян до кадровых работников партгосаппарата и даже полицейских. По официальным данным, число приверженцев "Фалуньгуна" в Китае превышает 2,1 млн. человек, а сам Лю Хунчжи оценивает армию своих сторонников не менее чем в 70 миллионов. "Секрет" столь фантастической популярности новоявленного "учения" прост: умело спекулируя на тяге людей к духовному и физическому совершенствованию, оно, что называется, "попало в струю", заполняя вакуум в общественном сознании, не поспевающем за стремительными переменами в быту на этапе плавного врастания страны в рынок. Впрочем, по этому поводу гонители секты выражаются куда более резко, называя такой процесс духовным опустошением.
Поначалу власти, обычно строго следящие за массовыми скоплениями граждан, не обращали особого внимания на группы людей, собиравшихся в городских парках для медитации и дыхательных упражнений. Да и как было отличить любителей традиционной дыхательной гимнастики от последователей новоявленного культа? Однако влияние секты росло словно на дрожжах, и впервые "Фалуньгун" как организованная структура заявил о себе в августе 1996 года. Тогда по наущению Лю Хунчжи его сторонники окружили редакцию газеты "Гуанмин жибао", со страниц которой звучали призывы запретить секту. С тех пор, по данным властей, приверженцы культа провели 78 несанкционированных сборищ с числом участников больше 300 человек. Самым крупным нарушением "Фалуньгуном" закона КНР о публичных собраниях стали события 25 апреля прошлого года, когда порядка 10 тысяч сектантов устроили демонстрацию по всему периметру Чжуннаньхая - столичной резиденции партийно-государственного руководства. Вскоре власти развернули кампанию против "Фалуньгун". А причин для запрета секты накопилось предостаточно.
Не дожидаясь неминуемого "конца света", один из последователей "Фалуньгун" в провинции Хубэй отправил на тот свет себя и всех своих домочадцев - жену и двоих детей. Другая сектантка, молодая женщина из провинции Гуандун, набросилась с ножом на своего соседа, якобы атаковавшего ее во сне. Третий, житель Шанхая, был отправлен на "скорой" в реанимацию после многочасовых сеансов голодания и физического самоистязания. По официальным данным, следование культовому учению стало причиной трагической гибели более 1400 человек, в то время как сотни других пережили сильнейшие психические стрессы и нервные срывы.
Властям КНР, ведущим борьбу с сектой за души сограждан, приходится "воевать" на два фронта. Дело в том, что правозащитные организации на Западе усердно используют кампанию гонений на "Фалуньгун" для критики политики Пекина в области прав человека, выдвигая обвинения в нарушении религиозных свобод. В трудовых лагерях Китая, утверждают они, проходят "перевоспитание" более 5 тысяч последователей секты, а еще 300 активных ее сторонников отбывают наказание в тюрьмах. Однако вопрос о формах и методах противодействия "Фалуньгуну" как антиобщественной организации в КНР считают сугубо внутренним делом, не терпящим вмешательства извне. А с религией, как не устают повторять в Пекине, этот культ не имеет ничего общего .