Под редакцией международного мастера Максима Орлинкова
Сегодня наш рассказ — о супертурнире по шахматам Фишера, прошедшем недавно в Гамбурге. Я уже признавался, что этот вид игры привлекает меня значительно меньше остальных. Но, во-первых, это чисто субъективное мнение, во-вторых, в Гамбурге собралась такая представительная компания, что было бы интересно наблюдать за их состязанием даже в футбол или шашки. Ну и, наконец, на моей памяти впервые, восьмерке гроссмейстеров столь высочайшего класса предстояло играть в турнире с классическим контролем, что предусматривает иной уровень погружения в эту еще совсем неизведанную разновидность шахматного искусства. Но сначала для определения четвертьфинальных пар был проведен круговой турнир с быстрым контролем. Итоги этого, пусть и предварительного, соревнования оказались довольно неожиданными. Первое место с превосходным результатом 5,5 из 7 занял Нодирбек Абдусаттаров, далее с отставанием на пол-очка — Винсент Каймер (5), Фабиано Каруана (4,5), Алиреза Фируджа (4), Магнус Карлсен (3,5), Доммараджу Гукеш (3). Всего 2 очка набрал Левон Аронян, а Динь Лижэнь вообще в семи партиях сумел сделать лишь одну ничью, проиграв остальные.
Удивительным образом четвертьфиналы представляли собой своеобразный матч ветеранов против молодежи. И здесь поколение «кому за 30» показало, «кто в доме хозяин». Только Динь Лижэню не удалось пройти Абдусатторова (0,5:1,5). А вот Каруана и Аронян с аналогичным счетом 1,5:0,5 победили, соответственно, Гукеша и Каймера. Выиграл и Карлсен, хотя его сражение с Фируджей сложилось для Магнуса, как всегда, непросто. В первой партии французский шахматист обыграл соперника в отличном позиционном стиле, но норвежец нанес ответный удар в том же духе и не менее убедительно. Тай-брейк явственно продемонстрировал, что как и в шахматах Фишера, так и в «натуральных» шахматах работают все же похожие принципы, нарушать которые не следует. В обеих партиях черные действовали чересчур оригинально и уже с дебюта стояли на проигрыш. Если Карлсену ускоренный контроль не помешал создать очередной позиционный шедевр, то Фируджа (белые фигуры были сначала у него) свой дебютный перевес растерял, а выигранное им качество постепенно нивелировалось. Дело шло к миру, но Алиреза зевнул небольшую комбинацию противника и оказался без пешки. Позиция оставалась ничейной, но все же от белых требовалась определенная бдительность, которую они в какой-то момент утратили. Очень обидное поражение. И неудивительно, что вторая рапид-партия, где Карлсен (как мы упоминали) был так хорош, не удалась Фирудже совсем.
В полуфинале Карлсену достался Абдусатторов. Магнус вполне заслуженно проиграл ему в последнем туре предварительного турнира, но реванш получился достойным. Сначала Карлсен превзошел соперника в понимании позиции, когда его кони развеяли миф о «преимуществе двух слонов», а затем сделал ничью с позиции силы. Второй полуфинал Аронян — Каруана стал, на мой взгляд, украшением всего турнира. Кроме классики соперникам, чтобы выявить финалиста, пришлось сыграть все предусмотренные партии тай-брейка, включая армагеддон. Каруана дважды отыгрывался, а когда уже было повел в счете, умудрился на ровном месте подставить ладью. В решающей схватке Левон сделал ставку на атаку, осуществив некорректную, но довольно опасную для блицконтроля жертву качества, а затем еще и фигуры. Однако Фабиано все точно рассчитал и, не побоявшись «пробежаться» королем в центр, атаку отразил, в свою очередь, заматовав вражеского монарха. Какая же все-таки порази-тельная сила воли, смелость и жажда борьбы у этого интеллигентного и на вид хрупкого человека! Впрочем, те же слова можно сказать о его сопернике.
Итак, в финале встретились (при всем уважении к остальным), чего греха таить, два сильнейших шахматиста современности. К сожалению, суперупорной борьбы не получилось. Белыми Каруана преимущества не получил, и довольно быстро была зафиксирована ничья. В ответном же поединке у Фабиано с дебюта все пошло как-то не так, и Магнус «железной рукой» соперника дожал, доказав в очередной раз, что не разучился играть с «классическим» контролем. По похожему сценарию проходил матч за бронзу, в котором Аронян превзошел Абдусатторова. Разница лишь в том, что в первой партии Нодирбек не использовал явный «голевой шанс». Думается, в этом соревновании талантливейший узбекский юниор наиграл на нечто большее, нежели четвертое место. Конечно последнее место, а самое главное, ужасный результат Динь Лижэня (в «классику» он проиграл еще четыре партии) очень огорчает. Хочется, чтобы чемпион мира поскорее вышел из затянувшегося кризиса, а то многие стали забывать, что Динь Лижэнь — на самом деле шахматист уникального таланта.