- Ксения, ради беседы с вами пришлось приехать в маленький город Владимирской области - Юрьев-Польский. Тут идут съемки "Юрьева дня". Почему вы согласились участвовать в этом проекте?
- Меня потряс сценарий Юрия Арабова. И на пробы к Серебренникову я, можно сказать, напросилась. Для меня самое привлекательное - это не внешние события, а те внутренние изменения, которые происходят с моей героиней. Психологически образ очень интересный. Героиня отважилась навсегда покинуть страну и перед эмиграцией решила посетить родной город.
- Как вы реагируете на то, что сегодня снимаетесь в богом забытом городе, а через три дня будете в Турине среди темпераментных итальянцев?
- Как раз богом город Юрьев не забыт, здесь его найти даже легче, чем в Италии. В стране, где круглый год светит солнце и плодоносит щедрая земля, быть открытым и добрым, то есть жить по-божески, гораздо проще, чем в нищей российской провинции, ведя постоянную борьбу за существование. А выжить в Юрьеве можно только с божьей помощью.
- А с чьей помощью вы так быстро выучили итальянский язык для фильма "Незнакомка"?
- Наверное, просто с перепугу, потому что ситуация была патовая. Надо было сразу и заговорить, и сыграть роль на итальянском. Ведь во время первой беседы с режиссером я слукавила, сказав, что знаю язык. Если бы Джузеппе Торнаторе разрешил мне говорить на французском, который я действительно знаю, было бы легче, но он категорически запретил всем остальным участникам группы разговаривать со мной на любом другом языке, кроме итальянского. Через неделю я его уже знала.
- Вы получили приз итальянской киноакадемии David di Donatello за лучшую женскую роль в фильме "Незнакомка". Приятно?
- Приятно и неожиданно, а главное, очень быстро все случилось. Я прилетела в Рим на один вечер из Камбоджи, где снималась у Сергея Дебижева в "Сезоне дождей". Меня переполняла радость за всех создателей "Незнакомки", ведь фильм взял все главные премии на кинофестивале в Риме, в том числе за лучшую музыку, которую написал "миллионер мелодий" Эннио Морриконе. Тем не менее в премии есть и что-то обременяющее: ты уже должен ей соответствовать, соблюдать в поведении некий статус. Поэтому самое лучшее - это принять награду и на следующий день о ней забыть.
- Ваша героиня в конце фильма предстает ожесточенной, изверившейся женщиной. Когда вы сами в жизни сталкиваетесь с жестокостью, что можете ей противопоставить?
- Только любовь, поэтому стараюсь прощать и не осуждать. И к тому же я убеждена: отношение людей к тебе - это твое зеркало. В принципе я не очень сильный человек и защищаться не умею - из хамской перепалки победительницей не выйду. Но и сказать, что я терпеливый человек, тоже не могу. Когда училась в институте, бывало, доходила до дверей, вспоминала о случившихся накануне неприятностях и поворачивала обратно, потому что просто не могла себя заставить переступить порог.
- Теперь вы научились себя дисциплинировать?
- Пытаюсь, но не всегда получается. Кроме того, я недавно поняла, что излишняя самодисциплина сковывает человека - можно задавить в себе какое-то важное движение души. По-моему, надо в первую очередь слушать свое сердце, находиться в гармонии с собой, не врать себе. Но это как раз и есть самое трудное!
- Разве можно быть свободной в такой зависимой профессии - профессии актера?
- Да, сложно. Ты никогда не знаешь наверняка, в какой следующий проект тебя позовут, выберет тебя режиссер или нет. Но если ты не идешь против себя, то и твое дело от этого выигрывает: тебя начинают больше уважать. В этом вопросе я счастливый человек. Меня выбрал для своей труппы такой мастер, как Лев Додин. Работать с ним всегда трудно, но колоссально интересно.
- Он ревниво относится к вашим отъездам на съемки?
- Естественно, но я стараюсь делать свое дело честно. Лев Абрамович сердится, ругает, но пока отпускает.
- Как в этом сумасшедшем графике работы вы восстанавливаете силы?
- Иногда достаточно два часа поспать в самолете, иногда взбадривает общение с интересным собеседником. Но порой и недели отдыха не хватает. Первая серьезная пауза у меня выпала во время Нового года. Мы уж было собрались ехать отдыхать, но пришлось заниматься школьными делами моей четырнадцатилетней дочери. Она хоть и взрослая, но я переживаю за нее точно так же, как если бы она была первоклассницей. Особенно беспокоюсь, когда нахожусь далеко. Да и по родителям сильно скучаю, но от работы не отказываюсь - я же главный кормилец в доме.
ДОСЬЕ
Родилась в Ленинграде в 1974 году в семье потомственных архитекторов. Окончила актерский курс Петербургского театрального института и сразу была зачислена в труппу Малого драматического театра Льва Додина. В кино начала сниматься в 15 лет. Первым ее пригласил Дмитрий Астрахан на эпизодическую роль в фильме "Изыди". Еще студенткой Ксения сыграла балерину Кшесинскую в немецком фильме "Николай II" и Марию Болконскую в "Войне и мире" американского производства (1997). Наиболее известные фильмы с ее участием - "Всадник по имени Смерть", "Время любить", "Андерсен. Жизнь без любви", "Качели", ряд телесериалов.