ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ ДЛЯ БЕЛО-ГОЛУБЫХ

Для многих болельщиков прежних поколений слово "Динамо" ассоциировалось с плеядой уникальных мастеров футбола и хоккея. Бесков, Яшин, Васильев, Давыдов, Мальцев, Юрзинов - эти имена создали неповторимый ореол вокруг динамовских команд на поле и на льду. А в 2000 году хоккейный клуб динамовцев обрел второе дыхание и уверенно возглавил чемпионат России. О секрете возрождения рассказывает президент клуба "Динамо" Сергей СИДОРОВСКИЙ.

- В чем главная сложность, Сергей Дмитриевич, вашего амплуа - главного штурмана хоккейного динамовского "корабля"?
- В современном спорте президент должен совмещать сразу несколько важнейших направлений, обеспечивающих жизнь ведущего клуба страны. Это кадровая политика и финансовая сфера, и контакты с прессой, и поддержка ветеранов, и селекционная работа. Но, пожалуй, для меня наиболее принципиальный момент - это сохранение преемственности поколений.
Моим учителем и в спорте, и по жизни был трехкратный олимпийский чемпион Виталий Семенович Давыдов. От него я воспринял жизненное кредо: "Всегда помнить о своих предшественниках. А те, кто игнорирует прошлое, рискуют лишиться своего будущего"...
- Насколько нам известно, столичные динамовцы особенно охотно идут на контакты с болельщиками, с прессой и телевидением. В чем преимущество этого курса?
- Лично я воспитывался на примерах спортивных кумиров 60-х и 70-х годов. Вспомните, мы тогда могли увидеть по телевидению практически каждый матч наших хоккеистов, мы знали своих героев в лицо, собирали их снимки, делали вырезки из газет. Но к концу 90-х хоккей России исчез с телеэкранов, мы стали терять своего зрителя. Разве это нормально, если во дворце сидят сто болельщиков?
Вот почему наш клуб начал долгосрочную программу борьбы за свою армию болельщиков: чествование ветеранов, проведение семейных праздников, заключение договоров со спортивными изданиями. Наконец мы добились того, что канал ТВ-Центр взялся сделать серию репортажей об играх в турнире плей-офф. Получив поддержку правительства Москвы, мы гарантировали высокий стабильный класс в игре команды. И сдержали свое слово: стали лидерами столичного хоккея, постоянно играем в Евролиге.
- Одна из ключевых фигур в любом клубе - главный тренер. В чем, на ваш взгляд, "изюминка" вашего тренера Зинэтулы Билялетдинова?
- Вот он как раз - еще один динамовский "символ", человек, олицетворяющий связь поколений. Ученик знаменитого Аркадия Чернышева, создателя динамовского стиля в хоккее, последователь той системы, которую создавал и другой динамовец Владимир Юрзинов. Плюс ко всему у нашего нынешнего наставника - опыт четырех лет работы в канадском хоккее. Плюс титул олимпийского чемпиона.
У меня с Билялетдиновым сугубо деловые контакты, ведь мы, по сути дела, вдвоем определяем принципы формирования команды, вместе ищем новых кандидатов. Но управление тренировочным процессом, настройка игроков - это уже в руках тренера-профессионала. Козырь нашего наставника - способность прочувствовать психологию каждого хоккеиста. А все вместе это и дает результат: у динамовцев появились новые "звездочки" - Марков, Хаванов, Прокопьев, Кудашов, Харитонов, Кувалдин. Отправился в клуб НХЛ один из ключевых игроков - Максим Афиногенов, признанный лучшим нападающим молодежного чемпионата мира. Все они исповедуют наш стиль - высочайшая самоотдача, максимальная игровая дисциплина...
- Трудно себе представить, чтобы в жизни даже ведущего клуба страны не было серьезных препятствий...
- Конечно, они были, есть и будут. Динамовцы, как и другие команды, попали под пресс "драконовского" контракта, который был навязан нам руководством НХЛ. Оно вынудило нас отпускать своих новых талантливых мастеров за смехотворную цену - не более 50 тысяч долларов. А тот же Афиногенов, проведя многие годы в клубе, стоил нам не менее этой суммы. Получается, мы подарили клубу НХЛ такого мастера задаром. А его истинная стоимость в десятки раз выше. Надеюсь, что в 2000 году мы пересмотрим прежний контракт.
Отдельного разговора заслуживает формула чемпионата России. Сейчас 20 команд играют в два круга, чтобы определить лишь участников серии плей-офф. Но не слишком ли дорогую плату требуют от клуба? Мы, проведя 38 туров, по сути дела, выиграли чемпионат. Но оказывается, все нужно начинать с нуля. Здесь явно хромает логика.
Как нам представляется, надо ограничить число команд в суперлиге до 16. А после двух кругов определить 8 лучших и между ними разыграть медали чемпионата России. Вот тогда мы увидим во всех матчах хоккей экстра-класса.
В нынешнем сезоне наш клуб оказывался в поистине железных "объятиях" календаря. Мы выступали сначала в Хабаровске, затем через день летели в Уфу, а еще через день - в Германию на важнейший матч Евролиги. При таком графике вряд ли можно говорить о серьезной настройке команды. И этот пример весьма красноречив.
Убежден, что в основе календаря должен быть заложен 4-летний олимпийский цикл, чтобы клубы последовательно готовили кандидатов-олимпийцев и резерв для сборной на чемпионатах мира.
- Ваш сын Александр тоже посвятил себя хоккею. И в свои 18 лет играет в команде мастеров. Но почему он оказался в Твери?
- В принципе он - воспитанник нашей динамовской школы. К слову, две трети всей команды - ученики, выросшие на динамовском катке. Это большая заслуга наших тренеров Виктора Шкурдюка, Сергея Кремлева, Бориса Гольцева. Начал работать с юношами и Михаил Анферов. А сын уехал в Тверь, поскольку мы создали там свою дочернюю команду - Тверской хоккейный клуб. Здесь мы последовали системе Анатолия Тарасова: он, помимо команды ЦСКА, всегда держал под контролем и вторую армейскую дружину в МВО. Этот опыт мы и решили использовать. Он даст нам хорошие плоды в будущем...
- Вашей основной ареной стал Дворец спорта в Лужниках. Это не случайность?
- Мы обратились к руководителям АО "Лужники" с просьбой поддержать столичный клуб. И нам предоставили каток в аренду на льготных условиях. А в нашей жизни, как известно, копейка рубль бережет.