ТО ЛИ БАСТОВАТЬ, ТО ЛИ ГОЛОДАТЬ

Весь февраль коллектив Ленинградской атомной электростанции находится в предзабастовочном состоянии. Начало очередной акции протеста намечено было на вчерашний день. Утром мы связались по телефону с председателем стачкома Михаилом Вивсяным.

- Начало забастовки пока отложено, - сказал Михаил Тимофеевич. - На 17 часов назначена конференция представителей производственных подразделений, где обсудим план дальнейших действий. Но от своих требований коллектив отказываться не намерен, мы будем стоять до конца.
"Труд уже рассказывал о ситуации на ЛАЭС. Противостояние коллектива и администрации началось вскоре после августовского (1998 г.) падения рубля. В тарифном соглашении, заключенном между профкомом и дирекцией, есть пункт, предусматривающий повышение зарплаты в связи с инфляцией и компенсацию за несвоевременную оплату труда.
Это и стало основой требований коллектива: установить тариф 1-го разряда в размере 953 рублей, выплатить компенсацию за задержки с выдачей зарплаты в 1998-1999 годах. Соблюдение тарифного соглашения требовало только зарплату увеличить на 50 процентов. Денег таких на станции нет. Ведь "живыми" рублями за свою энергию ЛАЭС получают не больше 15 процентов.
Напомним, что стачком уже пытался объявить 5 февраля забастовку. Но администрация обратилась в Ленинградский областной суд, который признал ее незаконной по формальным основаниям. На этот раз забастовочный комитет решил исправить "ошибку", соблюсти все формальности. Забастовка предусматривала отказ от работы на ремонте первого энергоблока. Закон в этом случае обязывает участников акции протеста согласовать с администрацией минимум необходимых работ. Но директор Валерий Лебедев отказался подписать этот документ.
- Что вы намерены предпринять? - спрашиваю заместителя председателя забасткома Александра Кузнецова.
- Прежде всего мы обратились к мэру Соснового Бора, - говорит Александр Георгиевич. - Если конфликтующие стороны не могут прийти к соглашению, глава местной исполнительной власти по закону вправе самостоятельно принять решение. Параллельно обратились с иском в прокуратуру. Статья 215 Административного кодекса предусматривает наказание работодателя, если он отказывается согласовать минимум необходимых работ при объявлении забастовки. Но я думаю, что конференция подтолкнет людей на более решительные действия - объявление голодовки, пикетирование. Нынешняя ситуация уже всех, что называется, "достала".
Во время первого приезда на ЛАЭС я видел настроение работников станции. Тогда они требовали от администрации и забасткома послать срочные телеграммы министру, депутатам Госдумы. Готовы были сутками сидеть в конференц-зале в ожидании "высоких гостей".
Кстати, министр по атомной энергии обещал коллективу приехать на станцию 13 февраля и уладить конфликт. Вчера же Евгений Адамов заявил корреспонденту Интерфакса, что в настоящее время нет "основы для острого социального конфликта" на Ленинградской атомной станции.