Россиянам предложили кушать некондиционные продукты
Нашим беднякам (а их в России миллионы) предложили есть ту картошку, которую обычно пускают на корм скоту. Некрасивое предложение. Что же за ним стоит?
Так называемый картофель экономкласса — мелкий, некрасивый, но, уверяют, съедобный. Производители из Картофельного союза убеждают торговые сети снизить требования к продукции — дескать, это позволит снизить цены на 10-15%. Однако эксперты утверждают, что в стране уже произошло разделение еды для богатых и для бедных. И новый шаг ведет к снижению качества, но не сделает продукты доступнее.Та же картошка за последний год стала дороже аж на 40%.
Теперь фермеры предложили торговцам брать на реализацию картошку диаметром 35-55 мм в сетках по 2,5, 3 и 5 кг. Такую и сейчас продают в любом магазине, но в сетках она одинаковая. И вот производители решили не заморачиваться с сортировкой. Снижение требований позволит им запустить в продажу клубни, что сейчас отбраковываются и идут на корм скоту.
Однако ретейлеры не торопятся торговать разносортицей. Ведь для продуктов питания эстетичный вид имеет такое же значение, как и для любых других товаров. Если клубни ровненькие, один к одному, без грязи, их и покупать, и готовить приятно. А когда овощи выглядят не очень, возникают подозрения, что при чистке придется много обрезать. И как бы покупателей ни уверяли, что некрасивая картошка не значит плохая, это не сработает.
Кстати, борьба за право некрасивых овощей и фруктов быть проданными и съеденными — отнюдь не российское изобретение. Экоактивисты, сторонники осознанного потребления и вегетарианцы во всем мире проводят кампании, убеждая не отказываться от кривоватых яблок или морковки. Ведь для производства продукции, которая отбраковывается, тоже нужны ресурсы. Ежегодно в мире на свалку отправляется треть всех произведенных продуктов, включая 45% овощей, фруктов и корнеплодов. А это непозволительная роскошь для человечества.
Борьба эта идет с переменным успехом. В ЕС отменили запрет на продажу овощей и фруктов неправильной формы (прежде изгиб огурцов регламентировался вплоть до градуса, а спаржа не могла попасть на прилавок, если зеленая часть составляла меньше 80%). Торговая сеть во Франции обратилась к покупателям: «Некрасивые фрукты и овощи тоже нуждаются в любви, и все они одинаковы на вкус в темноте». И что вы думаете? Кривые огурцы стали продаваться.
Но даже Чарльз, принц Уэльский был вынужден закрыть свой магазин некрасивых овощей и фруктов, когда одна из крупнейших в Великобритании сетей супермаркетов отказалась торговать его продукцией — в одной из партий морковка оказалась не только некрасивой, но и гнилой...
Пожалуй, только далеким от совершенства бананам, оторвавшимся от гроздей, удалось найти покупателей. Жалобные подписи «Я такой одинокий» сработали лучше, чем скидки. В магазинах появились отрыватели бананов — чтобы у каждого, кто решил спасти несчастный плод, был шанс сотворить доброе дело.
Понятно, в России фактор цены будет иметь куда большее значение, чем в Европе. У нашей экономкартошки хорошие перспективы. Но боюсь, такие решения легализуют курс на снижение качества продуктов. Между прочим, отчего овощи и фрукты некрасивы? Причиной могут быть проблемы с почвой (недостаток питательных веществ и кислорода), грибки и вирусные заболевания, плохие погодные условия и неадекватное опыление.
Неправильно допускать в магазины «сметанный продукт», состоящий из эмульгатора и пальмового масла. Вместо этого нужно повышать зарплаты и пенсии, чтобы люди могли себе позволить нормальную сметану, от коровы, а не из химического цеха. Когда есть выбор, кто же захочет есть всякую дрянь?
Но пока государство давит на производителей, чтобы сдержать цены и не спровоцировать голодные бунты. И в брауншвейгской колбасе внезапно появляется курица, пачки масла начинают весить 170, а не 200 граммов, а сроки годности волшебным образом увеличиваются.
Можно не сомневаться: вслед за экономкартошкой появятся экономогурцы, экономморковь, экономлук. Но кто даст гарантию, что продукция из этого сегмента будет качественной? И не откроется лазейка для снижения себестоимости за счет химии, нарушений технологии и прочих хитростей.