Почему в России нельзя достойно прожить на зарплату
Среднестатистическому россиянину для счастья достаточно 166 тысяч рублей в месяц, показали результаты январского исследования сервиса по поиску работы SuperJob. Запросы мужчин на 28% выше, чем женщин: 187 и 146 тысяч соответственно. Чем старше респонденты, тем больше запрос на материальный достаток: молодежь мечтает о месячных доходах в 135 тысяч, а кто постарше — о 190 тысячах рублей.
Увы, вынужден разочаровать и тех и других: если экономика страны не начнет меняться самым кардинальным образом, мечты не сбудутся ни у кого — за редким исключением, и в него, это исключение, просто так с улицы не пробиться. Ибо в ушедшем 2020-м, по данным Росстата, среднедушевые доходы выше 100 тысяч рублей в месяц имели лишь 2,4% населения страны, или 1,92 млн человек (а экономически активного народа у нас 80 млн). В России в число таких «полусчастливчиков» попали не только чиновники средней руки, но и жители солнечного Магадана, где среднемесячная зарплата составила 101 662 рубля. В остальных регионах много меньше — даже в Москве средний заработок не превысил 88,9 тысячи.
Еще 3,3% населения страны получали в месяц от 75 до 100 тысяч, 4,5% — от 60 до 75 тысяч и 9,1% — от 45 до 60 тысяч рублей. Самыми же «массовыми» зарплатами в России в прошлом году были от 19 до 45 тысяч — их получали свыше половины страны, 54% россиян. Правда, эти данные не учитывают доходы от теневого бизнеса и взятки. Но для подавляющего большинства цифры верны. И нет оснований полагать, что в ближайшее время все будет иначе.
И тут никуда не деться от параллелей. Вот, пожалуйста. Если желаемые, но недоступные россиянам 166 тысяч рублей пересчитать в валюту, то выяснится, что в США 2243 доллара — это нормальная зарплата таксиста или сантехника, а также треть заработка металлурга, две трети заработка повара. А в Германии 1844 евро в месяц платят мойщику стекол зданий, работнику прачечной или химчистки, официанту или чистильщику рыбы.
Портал «Рамблер/финансы» еще в 2018 году писал: «Разрыв в зарплатах россиян и жителей Восточной Европы увеличивается. В пересчете на доллары уровень оплаты труда в России теперь сопоставим с показателями самых бедных стран ЕС и почти вдвое отстает от их более зажиточных соседей. В Хорватии и Чехии зарплаты превысили российские на 80-90%. Жители Польши и Венгрии в среднем получают на 60-70% больше россиян. Сравнение со странами БРИКС также не в пользу России. А о том, что уровень оплаты труда в Китае догнал и перегнал российский показатель, говорится постоянно».
Чтобы было понятнее, как позорно мало платят нашему брату на родине, приведу пару примеров не из статистики, а из жизни. В Калининграде нынче уйма незакрытых вакансий дворника за 14-16 тысяч рублей в месяц. А если поглядеть налево? В Гдыне (Польша) за ту же работу предлагают 3000 злотых — 60 тысяч рублей. Направо? В Клайпеде (Литва) рыцарям метлы и скребка платят от 800 евро, то есть 70 тысяч рублей. О Германии даже не упоминаю — там эта работа стоит 2,5 тысячи евро (230 тысяч рублей).
Перенесемся на Тихий океан, в порт Восточный, где работники нужны позарез и кандидату в докеры-механизаторы сулят 40 тысяч рублей в месяц. Однако напротив — через Японское море — за точно такую же работу платят в 5-6 раз больше.
Это я не к тому, что пора бежать на запад или восток. Просто хочется спросить: почему так?
Нас убеждают, что в России низкая производительность труда, втрое-вчетверо ниже американской, немецкой или японской. Пусть так! Но взамен Россия неплохо зарабатывает на продаже нефти и газа, и ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) у нас получается достаточно высокий. Почему же в своих зарплатах россияне теряют значительно больше, чем недорабатывают в производительности труда? Почему в соседней безнефтяной Литве средний житель бывшей советской республики зарабатывает чистыми, то есть после вычета всех налогов, около 879 евро — это 78 тысяч рублей на наши деньги?
Средняя зарплата в России в прошлом году составила 51 тысячу рублей — 573 евро, в полтора раза меньше литовской. И это еще до того, как российский Минфин вычтет из нее 13% подоходного налога. Почему средняя пенсия в Литве — 337 евро (30 тысяч рублей), а у россиян она вдвое меньше — 14 924 рубля?
Нам объясняют, что вся беда в неверных подсчетах. «По данным Минфина России, в настоящее время 30-40% россиян получают неофициальную «серую зарплату», — заявляет глава бюджетного комитета Совета Федерации Анатолий Артамонов. По его данным, объем «серого» фонда зарплат в стране превышает 10 трлн рублей ежегодно. Давайте поверим сенатору! И подсчитаем, что спрятанные от налогообложения деньги увеличили реальные доходы каждого «экономически активного» россиянина на 125 тысяч рублей в год — то есть на 10 тысяч ежемесячно. То есть не сильно разбогатели российские «укрыватели». Если сравнить, например, с зарплатами самого господина Артамонова и его супруги (10 млн на двоих), получается 0,1% сенаторских доходов.
Кстати, в Литве зарплата спикера Сейма Виктораса Пранцкетиса составляет 3065 евро — почти вдвое меньше, чем у рядовых российских «слуг народа». Что не мешает Сейму регулярно индексировать зарплаты работникам сферы образования, медикам и другим бюджетникам. А в прошлом году стараниями Сейма в стране повысили минимальную зарплату сразу на 9,4% — до 607 евро. Хотя бизнес был очень недоволен, но на заседаниях трехсторонней комиссии (правительство, предприниматели и профсоюзы) его убедили, что в маленькой, но гордой стране нельзя «плодить нищету».
Кстати, в России тоже есть такая комиссия. Но вы слышали когда-нибудь о том, чтобы она хотя бы обсуждала проблему безнравственно низких российских заработков? А депутаты российской Госдумы или Совета Федерации хотя бы раз хлопотали об индексации российских нищенских зарплат?
Впрочем, пять лет назад, в октябре 2016-го, в Думе рассмат-ривался законопроект о переходе на общемировую систему установления почасового минимума оплаты труда с ежегодным повышением его на уровень прогнозируемой инфляции. Первый «минимум» предлагалось установить в размере 100 рублей в час — и выходило, что при полноценном рабочем дне и 40-часовой неделе человек должен будет зарабатывать не менее 17,6 тысячи рублей — вместо тогдашнего МРОТа в 7,5 тысячи. А главное, в стране появилась бы система повышения зарплат, которая в конечном итоге привела бы Россию к европейскому уровню личного благосостояния граждан. Однако Госдума дружно зарубила законопроект, заявив, что «страна не готова». Хотя именно в этих повышениях «сверху» размеров оплаты труда и кроется секрет нормальной материальной обеспеченности рабочих и служащих США, Европы, а также промышленно развитых стран Азии.
Кстати, новый американский президент Джо Байден еще до прихода в Овальный кабинет объявил: когда страна начнет восстанавливаться после кризиса, вызванного пандемией коронавирусной инфекции, он вдвое повысит почасовую оплату труда в США: «Мы сделаем это с более высокой зарплатой, включая минимальную плату в размере 15 долларов (сейчас она 7,5 доллара. — «Труд»), лучшими льготами и более сильными коллективными договорами, которые позволят вам обеспечивать семью». И добавил, что это «позволит укрепить американский средний класс и сделать его лучше, чем когда-либо».
Но в России власть заботится лишь о прибавках самым-самым нищим гражданам, и то по крохам. В конце прошлого года новый министр труда и соцобеспечения Антон Котяков с гордостью заявил, что в результате разработанной им новой системы подсчета прожиточного минимума (ПМ) в стране в 2022 году размер МРОТ превысит ПМ аж на 500 рублей!
Уточним: в пересчете на американскую валюту это составит 6,7 доллара — то есть российский министр обещает через два года прибавить нашим беднякам в месяц меньше, чем американский президент уже нынче увеличит своим гражданам в час!
В 2012-м президент Владимир Путин поставил задачу к 2020 году создать и модернизировать 25 млн рабочих мест, чтобы помочь гражданам «найти хорошую и интересную работу». «Именно качественные рабочие места станут локомотивом роста зарплат и благосостояния», — добавил глава государства. И, представьте, эта задача выполняется. Но: наполовину — лишь в части создания новых современных производств. А на зарплате и благосостоянии это никак не отражается. Ибо в прошлом году в России появилось 218 новых современных производств. «Труд» проверил три — наугад.
Например, в Смоленской области группа «Русский лен» запустила суперсовременный льноперерабатывающий комплекс стоимостью более 2 млрд рублей. И вот какие там установлены месячные зарплаты: слесарь — 26 260 рублей, тракторист-машинист — 17 756, инженер-механик — 32 263, водитель — 17 тысяч, подсобный рабочий — 12 104.
«Северсталь» ввела в эксплуатацию первый блок инновационной, высокопроизводительной коксовой батареи за бешеные деньги — 34 млрд рублей. Зарплаты: оператор автоматической линии — 40 тысяч, инженер — 22 тысячи, администратор — 24 тысячи.
В Санкт-Петербурге на ООО «Кулон» запущено импортозамещающее производство компонентов для радиоэлектроники. Зарплаты: слесарь — 35 773 рубля, контролер — 21 279, монтажник радиоэлектронной аппаратуры — 34 868, наладчик оборудования — 37 583, инженер — 33 663. Это даже вдвое ниже средней зарплаты по Санкт-Петербургу в 2020 году (59,2 тысячи рублей).
И такая картина повсеместно. А кто помешает — беззубые профсоюзы? Но их такими сделала власть, в первую очередь законодательная, отобрав все права. У российских профсоюзов нет даже права законодательной инициативы, в том числе в отношении социальных проблем трудящихся.
Так что вы продолжайте мечтать о 166 тысячах, а ножки протягивайте по одежке.