И еще пять наивных вопросов об Украине
Главные новости сейчас идут с Украины. Вот и вчера их хватало. Но странное дело: чем больше событий и заявлений, тем меньше ясности, чем славянское сердце успокоится. И все же попробуем ответить на ряд острых вопросов, выплывающих с дымного Майдана и его окрестностей.
1. Можно ли после вчерашнего считать Януковича проигравшим?
Казалось бы, это очевидно. Правительство Николая Азарова под нарастающим давлением толпы отправлено в отставку — и это капитуляция президента. Вчерашнее решение Верховной рады отменить законы, принимавшиеся ею же для обуздания площадной стихии — тоже капитуляция, признание в бессилии. Но! Я бы не спешил совсем списывать Януковича со счетов. Если политика — искусство возможного, то Виктор Федорович ни одной возможности для своего спасения не упускает. Несмотря на массивную фигуру, он демонстрирует поистине акробатическую гибкость! Вот и вчерашние события... Да, об отставке премьер-министра Азарова давно говорили оппозиционеры. И вот они ее получили, однако Яценюк от расстрельной должности премьера отказался. Ситуация опять зависла.
И отмена законов — это всего лишь восстановление статус-кво. До 16 января их не было и после 28 января их не будет. Обычный финт, забираешь — возвращаешь, и все довольны. Правда, есть один нюанс: среди отмененных решений — закон, карающий за отрицание преступлений фашизма. Такой закон сегодня Украине очень бы не помешал.
Конечно, время на Януковича не работает. Но результатом двухмесячного противостояния можно считать и то, что Украина и весь мир увидели «мирных» протестантов в лицо, а это заставляет задуматься. Насчет лица. Накануне вчерашнего заседания Рады лидеры экстремистского «Правого сектора» «расчехлились» — то есть предстали без масок, с речами. Ну что сказать. Зрелище не для слабонервных!
2. Может ли нынешняя Украинская власть разрешить политический кризис?
Нет, в одиночку, без участия серьезных игроков — ЕС, России, США, возможно, и Китая — не может. Для этого Януковичу и компании нужен хотя бы прожиточный минимум авторитета, но он проеден. Коррупция, семейственность, бесконечное дебильное лукавство, с которым глава Украины на одной неделе менял курс корабля, сдача соратников... Все это не дает сплотиться вокруг действующего главы государства даже тем, кто готов за это самое государство живота не пожалеть.
3. Возможен ли на самом деле раскол Украины?
Еще как возможен! Кроме экономической катастрофы, которая постоянно маячит перед Украиной, нынешний кризис обнажил жутковатый раскол между западом и востоком — культурный, ментальный, исторический и даже религиозный. При этом больше всего работает на развал страны именно агрессивный запад, который нахрапом захватывает органы власти, создает параллельные структуры, в том числе, силовые. Понятно, что вечно такая ситуация, когда депрессивная часть страны пытается навязывать свою волю тем регионам, которые ее кормят, продолжаться не может.
4. Кому выгоден бардак на Украине?
Как это ни странно, многим. Тем же США, поскольку кризис в Незалежной ослабляет Евросоюз и снижает акции российской дипломатии, имевшей в последние месяцы очевидные успехи. Неслучайно окрики и требования к украинской власти капитулировать перед погромщиками раздаются в основном из Вашингтона. Бюрократы из ЕС мстительно потирают руки: это вам за конфуз в Вильнюсе! Есть страны, готовые под шумок напомнить слабеющему соседу о территориальных претензиях (Румыния, Венгрия, Словакия и, конечно же, Польша). Для последней перспектива вернуть себе земли, отошедшие Украине по протоколу Молотова — Риббентропа, выглядит соблазнительной. Да и у России, если дело пойдет по такому сценарию, впервые появится шанс «собрать камни», разбросанные в 1991-м. Кстати, зубр Бжезинский не так давно разразился в прессе настоящей истерикой по поводу возможного союза России и Украины.
5. Что Россия сделала не так?
В 2006-м мне довелось участвовать в международном форуме трех славянских государств, который был посвящен итогам нашего 15-летнего проживания врозь. Проходил форум в Ялте, в том самом Ливадийском дворце, где в 1945-м три лидера сверхдержав определили послевоенные правила мирового общежития. Тогда мне запомнилось выступление одного украинского журналиста, который рассказал о том, какие серьезные деньги закачивает Запад в юное поколение на Украине, чтобы отвернуть его от России. Ежегодно по разным программам тысячи его молодых коллег ездят на стажировку в США и Европу. При том, что ни одного приглашения на подобные стажировки из России не поступало...
Следы подобного пренебрежения в отношениях с соседом мы сегодня пожинаем. Москва на многие годы всю российско-украинскую политику свела к газовому вентилю. А Майдан взял да надел противогазы.
– США за последние 20 лет инвестировали в западные НКО на территории России порядка 4–5 млрд долларов. На Украине масштабы еще значительнее. Результат перед нами. Украинские организации, которые получали западное финансирование, участвовали в сборе людей для Майдана. На Украине практически не осталось патриотических СМИ. Годами в школах и институтах в головы вбивалась прозападная и антироссийская позиция. Зато мы по сути все последние годы не вели никакой работы на Украине – ни информационной, ни идеологической. Россия «всухую» проиграла Украину. Сегодня начинать такую работу на Украине уже поздно. Для начала наш МИД хотя бы мог вести себя более решительно. Надо подавать четкие сигналы тем в Украине, кто остался один на один с угрозой реванша вчерашних бандеровцев, надо оказывать им хотя бы моральную поддержку.
И еще. Украинская ситуация – это весьма наглядный урок для России. В чем он? В том, как важно ориентироваться на свои, подлинные ценности. Как важно власти сохранять авторитет, в том числе и моральный, чтобы в трудную минуту нашлась объединяюшая сила. Если мы навели хоть какой-то порядок среди НКО, то в социальной сфере, в области образования, культуры у нас полно проблем, которые в какой-то момент способны выстрелить.