Событие наглядно показало, насколько сильны в нашей властной системе традиции дворцовых интриг, коими славились средневековые монархии.
Все началось с того, что в СМИ вдруг появились сообщения: депутат Госдумы Рамазан Абдулатипов стал исполняющим обязанности президента Дагестана. Сам Абдулатипов подтвердил сообщение, заявив, что «президент подписал соответствующий приказ». Затем появилась новость о том, что нынешний президент Дагестана Магомедсалам Магомедов по-прежнему исполняет свои обязанности. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков как-то расплывчато объяснил, что Владимир Путин не подписывает приказов, его документы называются немного по-другому. При этом ничего внятного о судьбе руководителя Дагестана он не сообщил. Наконец агентства рапортуют о том, что дагестанским президентом все-таки назначили Абдулатипова.
Заметим, что речь идет об одном из самых проблемных регионов страны – за последние годы количество сообщений из Дагестана о терактах, расстрелах, запредельной коррупции среди местных чиновников и экономических провалах достигло беспрецедентного уровня. Власть в республике не в состоянии справиться с местными проблемами, а значит, кадровые решения уже не просто назрели, а давно перезрели. И принимать их надо четко и прозрачно, безо всяких византийских загогулин. Тем не менее вместо внятных решений обществу предложили какую-то странную информационную мешанину, в которой могли разобраться либо очень одаренные толкователи придворных интриг, либо специалисты по теориям заговора. В течение нескольких дней чиновники и депутаты обмениваются многозначительными записями в «Твиттере», эксперты на все лады обсуждают, кто из нынешних денежных мешков мог бы возглавить Дагестан, а официальный Кремль в это время хранит таинственное молчание.
На самом деле столь долго висевшая в Кремле пауза вполне объяснима: ситуация сложилась таким образом, что кого из нынешних национальных «элит» ни поставь на руководство республикой, обязательно найдутся обиженные, а значит – противники нового руководства. Не думаю, что назначение Абдулатипова, при всем к нему уважении, снимет остроту ситуации. И вот тут бы самое время руководству страны вспомнить об опыте наших предков. Почему в царской России не было острых проблем с местными администрациями в южных регионах? Да просто потому, что эти регионы управлялись при помощи русских генерал-губернаторов. В этом случае межклановая борьба теряла свою остроту, а авторитет центральной власти, наоборот, укреплялся. Это предложение звучит не совсем политкорректно, но лучше такое решение проблемы, чем те полумеры, при которых проблемы Дагестана лишь загоняются все глубже.