Рэнди Филлипс: «Майкл Джексон мог заработать полмиллиарда долларов, если бы его последняя гастроль состоялась»

Президент AEG Live дал интервью

31 января в лос-анджелесском Staples Center пройдет 52 церемония вручения Grammy — самой престижной музыкальной премии мира. Жюри Американской академии звукозаписи присудит награды в 109 номинациях. Но один лауреат уже точно известен: это Майкл Джексон, которого наградят посмертно за вклад искусство. Ожидается и выступление самого Джексона — конечно, это будет проекция, но зато объемная, в технологии 3D. Прозвучит песня Earth Song — центральная в программе так и не состоявшегося концертного туре Майкла This Is It. Чтобы подпеть поп-королю, на сцену выйдут его друзья Селин Дион, Дженнифер Хадсон, Смоки Робинсон, Ашер… А на днях, 26 января, вышел DVD с фильмом This Is It, снятым на репетициях последнего шоу Джексона. Сама лента собрала в мировом прокате почти 300 млн. долларов, став самым кассовым концертным фильмом в истории.

Накануне релиза корреспондент «Труда» Инна Симонова встретилась в Нью-Йорке с Рэнди Филлипсом — президентом и генеральным директором компании AEG Live.Той самой, которая готовила 50 лондонских концертов Джексона. И узнала много чрезвычайно интересных фактов об истинном состоянии Майкла Джексона — творческом, физическом, моральном — в последние месяцы его жизни.

— Вам посчастливилось близко знать Майкла Джексона. Как бы вы могли охарактеризовать его личность?

— Он был уникальным человеком, который не уставал удивлять окружающих. Следует различать Майкла Джексона на сцене и вне её. На сцене это был профессионал высочайшей пробы: неподражаемый вокалист, изобретательный танцор-импровизатор, самозабвенный трудоголик и перфекционист, стремившийся довести каждый элемент и мельчайшую деталь своего шоу до совершенства. Но как только он сходил со сцены, я всякий раз, общаясь с ним, был буквально поражен его искренностью, открытостью, редким в наше время добросердечием. Исключительная «монаршая» учтивость, деликатность, душевность, незлобивость, взрывная ребячливость и смешливость — вот, пожалуй, ключевые слова для характеристики его человеческих качеств.

— Как вы познакомились?

— Впервые наши пути пересеклись очень давно, четверть века назад. Как адвокат я представлял его интересы на переговорах с руководством лос-анджелесской обувной фирмы «Gear». Его бизнес-проект был связан с производством спортивных кроссовок не на шнуровке, как обычно, а на молнии, на манер вошедших в моду после его альбома Thriller красных кожаных курток на молнии. Так я узнал Майкла не только как гениального артиста, но и бизнесмена милостью Божией, с особым, практически беспроигрышным чутьем. Однако дело с кроссовками по ряду причин не заладилось, и вскоре, к сожалению, наши контакты оборвались…

— Но потом вы сблизились снова?

— Два с половиной или три года назад мы предприняли первые шаги по вовлечению Джексона в разработанный нами широкомасштабный план, имевший целью его триумфальное возвращение на музыкальный Олимп. Тогда представительная делегация руководителей AEG, в которую вошли владелец корпорации Филип Аншутц, я и содиректор одного из подразделений AEG Live, Concerts West, Пол Гонгаваре (в середине 1990-х он был менеджером двух гастрольных туров Майкла), попыталась убедить затворившегося от внешнего мира короля поп-музыки дать серию концертов в Лондоне. Выбранная сценическая площадка — бывший выставочный зал «Купол Тысячелетия», накануне превращенный нами в лучший на сегодняшний день спортивный и развлекательный комплекс — арену O2. Нам показалось, что мы уговорили Майкла, но по завершении встречи он через своих представителей направил нам официальный отказ, сославшись на то, что физически и морально еще не готов к столь значительным и ответственным выступлениям. Чтобы спасти положение, нам пришлось обратиться к певцу Принцу: именно этому артисту выпала честь открыть арену O2, дав на ней в августе—сентябре 2007 года 21 представление.

Была у AEG Live с Майклом еще одна неудачная попытка переговоров… И только осенью 2008 года нам, наконец, удалось добиться того, чтобы «Мухаммед пришел к горе» — лондонской арене O2. Началось все с того, что Джексон согласился с предложенным нами планом реструктуризации его финансов. Ведь он потратил целое состояние на обеспечение безопасности для себя и своей семьи, на адвокатов во время судебного процесса, закончившегося его полным оправданием. Мы намеревались очистить его репутацию от лжи и клеветы и восстановить его карьеру. Лондон был тем местом, с которого следовало начинать. Майкл изъявил готовность дать сначала 10 концертов, потом еще 21, чтобы превзойти своего извечного друга-соперника Принца, а потом, в связи с беспрецедентным спросом на билеты, — еще 19. Всего 50 концертов, с июля 2009 по март 2010 года. На это время он собирался поселиться в пригороде Лондона, в просторном доме, где было бы достаточно места для игр его детям. Согласно нашим подсчетам, концерты в Лондоне должны были принести ему от 50 до 100 миллионов долларов. Эта сумма могла возрасти до полумиллиарда долларов, если бы за лондонскими концертами последовало его мировое турне…

— Мог ли кто вообразить, сколь пророческими окажутся слова Майкла, сказанные перед тысячами фанатов на арене O2 в начале марта 2009 года: «Когда я говорю „вот и всё“, то именно это я и имею в виду, это мой последний выход на бис». За три недели до начала тура Майкл умирает при загадочных обстоятельствах от «остановки сердца». Несложно предположить, каково было вам узнать об этом…

— Его смерть буквально подкосила нас. Помимо понятной человеческой реакции на скоропостижный уход величайшего артиста, компания AEG Live была поставлена на грань банкротства. Едва придя в себя, мы стали судорожно подсчитывать убытки. Ведь наши инвестиции в шоу к 25 июня 2009 года составили 35 миллионов долларов! У нас не было времени на то, чтобы остановиться и предаться скорбному чувству. Нам нужно было реагировать. К тому же на нас лежал долг, моральный и материальный — позаботиться о благополучии детей Майкла.

Прежде всего, нам пришлось выплатить компенсацию за проданные ещё в марте на волне ажиотажного спроса 750 тысяч билетов. К сожалению, совсем немногие из поклонников певца решили сохранить свои ваучеры в качестве сувениров: 14% вместо ожидаемых 40%. Отчасти мы виноваты сами: не успели к сроку напечатать восемь вариантов памятных билетов с голограммой, дизайн которых был разработан самим Майклом. Но даже та часть публики, что решила оставить у себя ваучеры, частично возместила наши убытки на 5 миллионов долларов.

— Как возникла столь замечательная идея создать фильм «This Is It» на основе репетиционных видеозаписей?

— Из-за безответственных спекуляций в средствах массовой информации о состояния его здоровья. Якобы накануне случившейся трагедии он потерял голос, его легкие практически не функционировали, он не мог самостоятельно передвигаться, находился в депрессии, ничего не ел, кроме таблеток, и его вес на момент смерти составлял 49 килограммов! Совместно с нанятым AEG Live для постановки лондонского шоу Кенни Ортегой — известным продюсером, лауреатом премии Emmy и тоже, кстати, давним другом Майкла (в середине 1990-х он был хореографом его туров в поддержку альбомов Dangerous и HIStory), — мы решили доказать обратное. Что Майкл был в превосходной форме и заражал своим высочайшим мастерством и невероятной энергией коллег-артистов, формально по возрасту годившихся ему в сыновья. Так на телеэкранах появился видеофрагмент — отрывок репетиции песни They Don’t Care About Us, продолжительностью чуть менее двух минут. Спустя несколько дней было решено смонтировать из хроники, которая велась по распоряжению Майкла для его сугубо личного архива тремя камерами, двухчасовый фильм. Боссы компания Sony Pictures Майкл Линтон и Эмми Пэскэл выложили за права на создание музыкального фильма 63 миллиона долларов. Из этой суммы 90% были приплюсованы к трастовому фонду Майкла Джексона, 10% отошли AEG Live. Соответственно будут распределены и доходы от реализации ленты.

 — Не могли бы вы объяснить причину отмены грандиозного концерта памяти Майкла Джексона в день его рождения 29 августа? Ожидалось, что в нем будут показаны некоторые номера из несостоявшегося лондонского шоу с участием танцоров и певцов, отобранных самим Майклом, в декорациях и костюмах, утвержденных им.

— Решение устроить трибьют, приуроченный к 51-летию Майкла, на арене O2 в Лондоне, я принимал совместно с братьями Джексонами. В нем должны были участвовать такие знаменитости, как Ашер, Джастин Тимберлейк, сестра Майкла Джанет Джексон и, конечно же, сами братья. Но как только мы заключили соглашение с Sony Pictures, началось рекламное продвижение будущей кинокартины. Один из пунктов контракта гласил: «Никто не должен видеть ни один из элементов шоу „This Is It“ до выхода фильма на экраны».

— Готовите ли вы обещанный концерт в Лондоне в июне 2010, к годовщине смерти певца?

— Нет. Возможно, что-то планирует брат Майкла Джермейн, но мы в этом не участвуем. Скорее всего, это только разговоры… Не исключено, что AEG Live устроит концерт на арене O2 в день рождения Майкла в следующем году.

— Я посмотрела фильм «This Is It» в памятную ночь с 27 на 28 октября в одном из многозальных кинотеатров на Бродвее, в окружении многочисленных фанатов певца, пришедших на премьеру в костюмах à la Майкл Джексон, певших и танцевавших в проходах до начала сеанса, а во время показа то и дело неистово аплодировавших, словно на «живом» концерте. Но у многих возник закономерный вопро:, почему в фильме ни разу не сказано, что он «посвящен памяти безвременно ушедшего Майкла Джексона», или хотя бы: RIP (Rest in peace -«Покойся с миром»), как принято в англоязычных странах? Вместо этого в самом конце появляется загадочная фраза: «Я люблю вас. Майкл Джексон» и говорится, что картина посвящена детям Майкла. Более того, в титрах сказано, что в производстве фильма участвовала некая «Компания Майкла Джексона» (The Michael Jackson Company, LLC)… Это оставляет простор для домыслов и порождает разного рода толки…

— Что вы имеете в виду?

 — Ну, если совсем просто: почему нигде не сказано, что Майкл умер?

— Право, я не знаю, нужно ли было это (к моему удивлению, Рэнди Филлипс заполнил возникшую паузу долгим и многозначительным смехом. — И.С.). Ну, сказано же в самом конце фильма: «Майкл Джексон, король поп-музыки, любим — навсегда»… Видите ли, мы проигрывали разные варианты: собирались написать «Майкл Джексон: 1958–2009» или нечто вроде этого… Я вам откровенно скажу: мы ведь поначалу хотели показать в фильме, как Кенни Ортега объявляет артистам и персоналу, что Майкл умер. Это очень эмоциональная сцена. Но мы решили ее убрать из окончательной версии. Также мы убрали фразу «Покойся с миром» и прочее. Ведь мы стремились в фильме сделать акцент на жизни артиста и его творческом наследии, а не муссировать тему смерти. То есть, поймите, — мы сделали это намеренно.

— Накануне премьеры фильма «This Is It» сообщалось, что DVD-версия выйдет к Рождеству. К сожалению, сроки соблюсти не удалось…

— Сделать рождественский подарок поклонникам Майкла нам не позволили кинопрокатчики. Существует положение, по которому студии не могут выпускать фильм на HD-DVD и на Blue-ray дисках до окончания 120-дневного срока со дня выхода картины на экран. Зато теперь Sony Pictures приурочила выпуск «This Is It» к большому событию в музыкальном мире: церемонии «Grammy» .

— Что станет следующим шагом для AEG Live в истории с Майклом Джексоном? Я читала, что было снято более ста часов репетиций и, разумеется, не все достойные показа документальные эпизоды вошли в двухчасовый фильм, поэтому якобы ожидается продолжение, нечто вроде «второй серии».

— Нет, мы не планируем пока больше ничего. Для привлечения покупателей DVD будет содержать несколько бонусов с кадрами, которых нет в фильме. Об этом позaботилась кинокомпания Sony.

— Например?

— Будет показано, как шел отбор танцоров для участия в шоу, процесс изготовления костюмов, режиссер и хореограф Кенни Ортега поделится своими воспоминаниями о Майкле. Зрители увидят новые, переснятые в трехмерном стереоформате версии Thriller и Smooth Criminal, которые должны были идти на мега-экранах во время готовившегося перфоманса, а также мини-отчеты о том, как проходили их съемки.

— А для чего велась видеозапись на кладбище Forest Lawn в Глендэйле, весьма дорогостоящая, премиум-качества, c высоким разрешением и использованием спутниковых систем связи? Кстати, я видела вас среди избранных двухсот гостей закрытой прощальной церемонии, которая транслировалась в прямом эфире. Там было немало известных людей из мира политики и кино: Эл Шарптон, Элизабет Тейлор, Арета Франклин, Маколей Калкин, Мила Кунис…

— Съемки на кладбище были инициированы и велись душеприказчиками, управляющими имуществом Майкла Джексона. Похоронами занимался младший брат Майкла — Рэнди. Я понятия не имею, что они собираются делать с этой видеозаписью. Это вопрос к семье, не к нам. Мы, со своей стороны, выполнили то, что позволял нам контракт в отношении наследия Майкла Джексона.

— В прессе промелькнуло сообщение, что Рэнди вместе с патриархом семьи Джо Джексоном оспаривает завещание Майкла от 7 июля 2002 года. Якобы в этот день Майкла не было в Лос-Анджелесе — он находился в Нью-Йорке и принимал участие в митинге против Томми Моттола, возглавлявшего тогда музыкальное подразделение фирмы Sony.

— Скажу вам честно: я слышал об этом, но не знаю, с какой целью они делают такого рода заявления. Я намеренно не делаю комментариев, касающихся дела о завещании Майкла и его наследстве. Будет то, чему суждено быть. Я верю, что завещание подлинно.

— Одновременно с мировой премьерой фильма «This Is It» ваша компания AEG Live открыла передвижную выставку памятных вещей Майкла Джексона в выставочном зале O2 Bubble, вблизи арены O2 в Лондоне.

— Да, она называется «Майкл Джексон: официальная выставка». Ее содержание и дизайн были в кратчайшие сроки разработаны нашим выставочным отделом совместно с музеем Grammy. Она насчитывает свыше 250 предметов из коллекции певца, хранившейся в Неверлэнде, начиная от пары «антигравитационных» туфель (за изобретение которых он получил патент: в них Майкл исполнял свой знаменитый трюк в хите Smooth Criminal — наклон вперед на 45 градусов на прямых ногах) и кончая лимузином Rolls Royce 1967 года. Для того чтобы детально рассмотреть все артефакты, размещенные в шести просторных залах, понадобится несколько часов. Разрешение на их перевозку через Атлантику мы получили от семьи Джексонов.

— Сообщалось, что выставка будет разъезжать по миру в течение двух лет. Сначала пройдет в Лондоне, потом переместится в Нью-Йорк и оттуда — в Лос-Анджелес.

— Нет, в Лос-Анджелес мы ее определенно не повезем. До сих пор еще не знаем, как долго она пробудет в Лондоне. Ее посещаемость превзошла все наши ожидания. По крайней мере, в британской столице она будет работать не менее трех месяцев. Потом мы планируем ее показ в Токио. Хотя еще окончательно не решили. И затем — Нью-Йорк.

— А Москва? Ведь Майкл Джексон дважды, в середине 1990-х, приезжал к нам с концертами, и у него в России многие тысячи поклонников!

— Почему нет? Мы открыты для предложений и переговоров.