«Золотой орел» накануне высокого полета

Сегодня вручают одну из главных кинопремий страны

С первого дня своего полета, который начался в 2002 году, «Орел» — главный соперник, а с годами и враг более опытной «Ники» под предводительством Юлия Гусмана. Опыт прошедших лет показывает, что режиссеры, которым удалось сохранить нейтралитет и не примкнуть ни к одному из враждующих лагерей, становятся обладателями либо «Орла», либо «Ники», причем получают лишь какую-нибудь одну из этих премий. Так, в прошлом году «Золотой орел» неожиданно достался фильму Михаила Калатозишвили «Дикое поле», а «Нику» тогда получила картина Валерия Тодоровского «Стиляги». Поскольку «Ника» присуждается после «Орла», то у нее больше возможностей для гибких решений. В свою очередь, тон или стратегию по праву «первой ночи» задает «Золотой орел».

Судя по списку номинаций в категории «Лучший игровой фильм» взор «Орла» упал в этом году прежде всего на исторические картины и экранизации классических произведений. Если «Царь» Павла Лунгина посвящен древнерусской истории, то действие «Пети по дороге в царствие небесное» и «Стиляг» происходит в 50-е годы прошлого века. «Анна Каренина» Сергея Соловьева и «Палата № 6» Карена Шахназарова — это классические экранизации русской прозы. «Стиляги» и «Петя по дороге в царствие небесное» уже получили «Нику» и Гран-при Московского кинофестиваля. Поэтому, как полагают многие кинокритики, шансов взять «Золотого орла» у них немного, хотя всегда есть место для неожиданностей.

Самые изощренные умы гадают, кому же дадут «Орла». «Своему человеку» Павлу Лунгину за фильм «Царь» или же сохранившему нейтралитет Сергею Соловьеву за «Анну Каренину»? Серьезным конкурентом считается и «Палата № 6» Карена Шахназарова — фильм, поставивший рекорд по участию в международных фестивалях. В прошлом году Карен Георгиевич получил «Золотого орла» как лучший режиссер за фильм «Исчезнувшая империя», а в этом году опять соревнуется в той же номинации с Николаем Досталем и Валерием Тодоровским. Ни одного из молодых режиссеров — Ивана Вырыпаева, Николая Хомерику, Василия Сигарева, Алексея Мизгирева, чьи работы получили высокие награды на «Кинотавре» и у Гильдии кинокритиков, — «Золотой орел» не заметил вовсе.

Возможно, они не по вкусу Никите Михалкову. Один из прошлогодних фаворитов «Орла», режиссер Федор Бондарчук со своим «Обитаемым островом», а точнее, с двумя «Островами», на сей раз пролетел мимо. Его работа номинирована только за картинку, звук, монтаж и музыку.

Наталью Негоду в фильме Алексея Мизгирева «Бубен, барабан» номинировали как лучшую актрису. Если у Негоды был большой перерыв в кино, то другие претендентки на это звание — Светлана Крючкова («Похороните меня за плинтусом») и Чулпан Хаматова («Событие») — снимаются и премируются часто. Правда, странно выдвигать актрис за роли в фильмах, которые больше не представлены ни в одной из номинаций.

Что касается соискателей в номинации «Лучшая мужская роль» и «Лучшая мужская роль второго плана», то в ней дважды представлен Сергей Маковецкий — за «Чудо» (Александр Прошкин) и за «Попа» (Владимир Хотиненко). Обе картины так или иначе говорят о Русской православной церкви и о вере как главной опоре в трудные времена. По прогнозам, одну из наград Сергей Маковецкий все-таки получит. Будет странно, если он оставит позади себя Сергея Юрского в фильме «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» или Богдана Ступку, создавшего образ Тараса Бульбы в фильме Владимира Бортко. Впрочем, «Золотой орел» — птица высокого полета, которая видит и далеко, и масштабно:.

Сергей Соловьев, режиссер:

«Анну Каренину» берут в прокат, но со слезами»

— Как будто злой рок преследовал вашу «Анну Каренину». Александр Абдулов сыграл в этом фильме свою последнюю роль, Олег Янковский — предпоследнюю: Да и фильм пришлось снимать долго — не год и не два.

— Мой друг Саша Абдулов успел не только закончить свою работу в «Анне Карениной», но и озвучить роль. Что же касается Олега Янковского, то во многом благодаря его настойчивости и постоянным напоминаниям нам удалось снять эту картину. От актеров остаются роли, и они остались. «Анну Каренину» берут в прокат, и она скоро выйдет, но со слезами. Прокатчики утверждают, что та аудитория, которая ходит в кинотеатр, ничего не знает про Анну Каренину, а следовательно, на ее страдания ей наплевать.

— Разве молодежь не способна оценить все настоящее и хорошее, что предлагают ей мастера?

— Недавно я разговаривал с актрисой Аллой Демидовой, которая сказала: «Последние 8 лет я мало играю на сцене и редко снимаюсь в кино, потому что ощущаю разрыв с моим зрителем». Я тоже ощущаю, что мы с моим зрителем разошлись. Надеюсь, ненадолго. Несколько поколений уже не вернешь, они потеряны. Сегодня я молюсь на наших молодых режиссеров, которые очень ярко заявили о себе в последние два года. Им говорили: «Станьте свиньями, как остальные. Покупайте, торгуйте, наживайтесь, обманывайте». Но они этого не делали, и своей отстраненностью отстояли честь великого нашего кинематографа.

— Как вы думаете, почему Анна не смогла дальше жить? Потому что стала жертвой самца, «заводского жеребца» Алексея Вронского?

— В том числе и поэтому. Мне хотелось донести до зрителя мысль, что «Анна Каренина» современнее всех баек, сериалов и бульварных романов, которые сегодня в избытке потребляют и молодые, и старые.

Николай Досталь, режиссер

«Мне нравятся люди, несущие в себе нестандартность»

 — Три года назад вы сняли картину, которая так и называлась «Коля — перекати поле». Еще у вас был фильм «Шура и Просвирняк». Откуда появился Петя и почему его именем названа картина?

— Коля, Шура, Петя: Мне интересны люди, которые несут в себе какую-то нестандартность и скромную индивидуальность. В основе фильма о Пете — реальная история.

— Петя ищет красоту в людях, в природе. И встречает красивую женщину, которую сыграла Светлана Тимофеева-Летуновская. Как вам удалось найти актрису с таким типажом?

— Мы тщательно искали лицо, которое соответствовало бы эпохе начала 50-х годов прошлого века. Ибо нельзя же актрису с внешностью топ-модели «поселить» в то время? А типаж Светланы, что называется, классический. Как говорится, женщины с такой внешностью, как у Светланы, вечные. Да и как было не взять в картину актрису с такой красивой фамилией.

— Роман Мадянов играет привычную для себя роль — человека в погонах. Разве этот артист не заслуживает другой, необычной роли?

— Как правило, я сторонюсь так называемых медийных лиц, но с Романом у меня отдельная история. Роман у меня снимался еще в «Мелком бесе», потом в «Гражданине начальнике», далее в «Штрафбате», с которого и началась «военная карьера» Мадянова. Кстати, в моем новом проекте, работа над которым уже началась, — это 16-серийный фильм под рабочим названием «Раскол» — Мадянов уже не будет военным. Я не боюсь его медийности, потому что очень его люблю как артиста и как человека.

Богдан Ступка, актер

«Я бы не смог убить своего сына, что бы он ни сделал»

— Что было самым сложным в работе над этой ролью?

— Для меня высший пилотаж в профессии — это мастерство перевоплощения, которое сейчас мало кому доступно. Когда актер перевоплощается в своего персонажа, то для этого ему необходимо не только изменить пластику, внешний вид, голос, привычки, но и свое мышление. Если не научиться мыслить так, как мыслит твой герой, то отобразить его сущность невозможно. Это умел делать, например, Анатолий Папанов. В моей душе одна цель — перевоплотиться в героя, стать им, хотя удается это не всегда. Например, в фильме Владимира Бортко «Тарас Бульба» мне это перевоплощение стоило адского труда, и до сих пор не уверен, осилил ли эту глыбу. Хотя очень старался.

— Что же мешало создать образ Тараса Бульбы?

— По-человечески я не мог понять Тараса, и в этом главное препятствие. Сам бы я как человек, как отец никогда бы не убил своего сына, что бы он ни совершил. Может, я бы не смог его простить, но убить свое дитя — для меня за гранью добра и зла. И в этой своей невозможности я уверен больше всего на свете. Мне трудно было это представить еще и потому, что я сам — ребенок войны. С трех лет я видел много убитых, повешенных, видел, как молодые ребята подрывались на минах. Я, маленький карапузик, подсматривал за минерами, молодыми парнишками. Они обезвреживали мины, у них отлетали головы, руки, и эти бедные обезглавленные мальчики до сих пор перед моими глазами. Поэтому для меня это очень больная, даже нехорошая тема, когда люди убивают друг друга. Но Гоголь так написал характер Тараса Бульбы, и это надо было играть.

Сергей Юрский, актер

«Раб — этот тот, у кого ни на что нет времени»

— Насколько важен для вас этот фильм?

— Фильм об Иосифе Бродском, его детстве, юности, разлуке с близкими — это некая фантазия. В основе фильма лежит эссе поэта, и в каком-то смысле — это его покаяние перед родителями. Я играю отца. Для меня эта роль — возможность покаяться перед своими родителями.

— Фильм Андрея Хржановского получил главную награду на фестивале в Выборге с символическим названием «Окно в Европу», а теперь вы претендуете на «Золотого орла». Эти победы помогут картине дойти до массового зрителя?

— В настоящее время проходит немыслимое количество фестивалей, и на каждом кого-то отмечают, говорят хорошие слова. Только фильмы для публики, которые идут в широком прокате и с большой рекламой, смотреть стыдно. Искусство сегодня превратилось в дизайн. Сегодняшний зритель — другой. Не хочу сказать, что он из разряда мутантов, но все же другой. Он привык к мельканию на экране, громкому звуку, эффектам: А всего этого нет и не должно быть в картине о Бродском. Что же касается интеллигенции, которая посмотрит и оценит картину, то ей сейчас не до этого. Она стала слишком суетливой, занятой, чтобы ходить в кино и перечитывать Бродского. Для себя я вывел определение, согласно которому в настоящее время раб — этот тот, у кого ни на что нет времени. И это касается интеллигенции.

— Вы номинированы на премию «Золотой орел» как «лучший актер второго плана». Что, на ваш взгляд, необходимо сегодня артисту, чтобы со временем стать лучшим?

— Сегодня востребованы те актеры, которые умеют быть натуральными, простыми, понятными. А также мобильными, универсальными: Такое качество, как мастерство, уже мало что значит.