С первого дня своего полета, который начался в 2002 году, «Орел» — главный соперник, а с годами и враг более опытной «Ники» под предводительством Юлия Гусмана. Опыт прошедших лет показывает, что режиссеры, которым удалось сохранить нейтралитет и не примкнуть ни к одному из враждующих лагерей, становятся обладателями либо «Орла», либо «Ники», причем получают лишь какую-нибудь одну из этих премий. Так, в прошлом году «Золотой орел» неожиданно достался фильму Михаила Калатозишвили «Дикое поле», а «Нику» тогда получила картина Валерия Тодоровского «Стиляги». Поскольку «Ника» присуждается после «Орла», то у нее больше возможностей для гибких решений. В свою очередь, тон или стратегию по праву «первой ночи» задает «Золотой орел».
Судя по списку номинаций в категории «Лучший игровой фильм» взор «Орла» упал в этом году прежде всего на исторические картины и экранизации классических произведений. Если «Царь» Павла Лунгина посвящен древнерусской истории, то действие «Пети по дороге в царствие небесное» и «Стиляг» происходит в
Самые изощренные умы гадают, кому же дадут «Орла». «Своему человеку» Павлу Лунгину за фильм «Царь» или же сохранившему нейтралитет Сергею Соловьеву за «Анну Каренину»? Серьезным конкурентом считается и «Палата № 6» Карена Шахназарова — фильм, поставивший рекорд по участию в международных фестивалях. В прошлом году Карен Георгиевич получил «Золотого орла» как лучший режиссер за фильм «Исчезнувшая империя», а в этом году опять соревнуется в той же номинации с Николаем Досталем и Валерием Тодоровским. Ни одного из молодых режиссеров — Ивана Вырыпаева, Николая Хомерику, Василия Сигарева, Алексея Мизгирева, чьи работы получили высокие награды на «Кинотавре» и у Гильдии кинокритиков, — «Золотой орел» не заметил вовсе.
Возможно, они не по вкусу Никите Михалкову. Один из прошлогодних фаворитов «Орла», режиссер Федор Бондарчук со своим «Обитаемым островом», а точнее, с двумя «Островами», на сей раз пролетел мимо. Его работа номинирована только за картинку, звук, монтаж и музыку.
Наталью Негоду в фильме Алексея Мизгирева «Бубен, барабан» номинировали как лучшую актрису. Если у Негоды был большой перерыв в кино, то другие претендентки на это звание — Светлана Крючкова («Похороните меня за плинтусом») и Чулпан Хаматова («Событие») — снимаются и премируются часто. Правда, странно выдвигать актрис за роли в фильмах, которые больше не представлены ни в одной из номинаций.
Что касается соискателей в номинации «Лучшая мужская роль» и «Лучшая мужская роль второго плана», то в ней дважды представлен Сергей Маковецкий — за «Чудо» (Александр Прошкин) и за «Попа» (Владимир Хотиненко). Обе картины так или иначе говорят о Русской православной церкви и о вере как главной опоре в трудные времена. По прогнозам, одну из наград Сергей Маковецкий
Сергей Соловьев, режиссер:
— Как будто злой рок преследовал вашу «Анну Каренину». Александр Абдулов сыграл в этом фильме свою последнюю роль, Олег Янковский — предпоследнюю: Да и фильм пришлось снимать долго — не год и не два.
— Мой друг Саша Абдулов успел не только закончить свою работу в «Анне Карениной», но и озвучить роль. Что же касается Олега Янковского, то во многом благодаря его настойчивости и постоянным напоминаниям нам удалось снять эту картину. От актеров остаются роли, и они остались. «Анну Каренину» берут в прокат, и она скоро выйдет, но со слезами. Прокатчики утверждают, что та аудитория, которая ходит в кинотеатр, ничего не знает про Анну Каренину, а следовательно, на ее страдания ей наплевать.
— Разве молодежь не способна оценить все настоящее и хорошее, что предлагают ей мастера?
— Недавно я разговаривал с актрисой Аллой Демидовой, которая сказала: «Последние 8 лет я мало играю на сцене и редко снимаюсь в кино, потому что ощущаю разрыв с моим зрителем». Я тоже ощущаю, что мы с моим зрителем разошлись. Надеюсь, ненадолго. Несколько поколений уже не вернешь, они потеряны. Сегодня я молюсь на наших молодых режиссеров, которые очень ярко заявили о себе в последние два года. Им говорили: «Станьте свиньями, как остальные. Покупайте, торгуйте, наживайтесь, обманывайте». Но они этого не делали, и своей отстраненностью отстояли честь великого нашего кинематографа.
— Как вы думаете, почему Анна не смогла дальше жить? Потому что стала жертвой самца, «заводского жеребца» Алексея Вронского?
— В том числе и поэтому. Мне хотелось донести до зрителя мысль, что «Анна Каренина» современнее всех баек, сериалов и бульварных романов, которые сегодня в избытке потребляют и молодые, и старые.
Николай Досталь, режиссер
— Три года назад вы сняли картину, которая так и называлась «Коля — перекати поле». Еще у вас был фильм «Шура и Просвирняк». Откуда появился Петя и почему его именем названа картина?
— Коля, Шура, Петя: Мне интересны люди, которые несут в себе
— Петя ищет красоту в людях, в природе. И встречает красивую женщину, которую сыграла Светлана
— Мы тщательно искали лицо, которое соответствовало бы эпохе начала
— Роман Мадянов играет привычную для себя роль — человека в погонах. Разве этот артист не заслуживает другой, необычной роли?
— Как правило, я сторонюсь так называемых медийных лиц, но с Романом у меня отдельная история. Роман у меня снимался еще в «Мелком бесе», потом в «Гражданине начальнике», далее в «Штрафбате», с которого и началась «военная карьера» Мадянова. Кстати, в моем новом проекте, работа над которым уже началась, — это
Богдан Ступка, актер
— Что было самым сложным в работе над этой ролью?
— Для меня высший пилотаж в профессии — это мастерство перевоплощения, которое сейчас мало кому доступно. Когда актер перевоплощается в своего персонажа, то для этого ему необходимо не только изменить пластику, внешний вид, голос, привычки, но и свое мышление. Если не научиться мыслить так, как мыслит твой герой, то отобразить его сущность невозможно. Это умел делать, например, Анатолий Папанов. В моей душе одна цель — перевоплотиться в героя, стать им, хотя удается это не всегда. Например, в фильме Владимира Бортко «Тарас Бульба» мне это перевоплощение стоило адского труда, и до сих пор не уверен, осилил ли эту глыбу. Хотя очень старался.
— Что же мешало создать образ Тараса Бульбы?
—
Сергей Юрский, актер
— Насколько важен для вас этот фильм?
— Фильм об Иосифе Бродском, его детстве, юности, разлуке с близкими — это некая фантазия. В основе фильма лежит эссе поэта, и в
— Фильм Андрея Хржановского получил главную награду на фестивале в Выборге с символическим названием «Окно в Европу», а теперь вы претендуете на «Золотого орла». Эти победы помогут картине дойти до массового зрителя?
— В настоящее время проходит немыслимое количество фестивалей, и на каждом
— Вы номинированы на премию «Золотой орел» как «лучший актер второго плана». Что, на ваш взгляд, необходимо сегодня артисту, чтобы со временем стать лучшим?
— Сегодня востребованы те актеры, которые умеют быть натуральными, простыми, понятными. А также мобильными, универсальными: Такое качество, как мастерство, уже мало что значит.