Россия и Белоруссия договорились об условиях поставок нефти спустя месяц после начала разногласий по этому поводу. На собственные нужды соседи получат в этом году 6,3 млн. тонн нефти, не облагаемой пошлиной. За остальное (около 14 млн. тонн) придется платить пошлину в размере 100%.
Сразу после заключения соглашения
До 1 января Белоруссия платила 35% экспортной пошлины (ее полный размер — 267 долларов за тонну). При этом почти 70% поступающей из России нефти (14 млн. тонн) соседи перерабатывали и перепродавали в Европу. По экспертным оценкам, Минск зарабатывал на этом около 6,5 млрд. долларов — российская нефть была одним из главных источников поступлений в бюджет.
Теперь Россия будет поставлять беспошлинно лишь 6,3 млн. тонн нефти, необходимые Белоруссии для внутреннего потребления (еще 1,7 млн. тонн страна добывает сама). Еще две недели назад делегация соседней страны отвергала подобные условия, теперь же белорусские переговорщики расценили заключенные договоренности как полный успех.
«Нам удалось доказать, что внутренние потребности Беларуси в нефти составляют не 5 млн. тонн, а 6,3 млн. без учета внутренней добычи нефти», — заявил белорусским журналистам Владимир Семашко. Не будут облагаться пошлиной и те объемы нефти, которые будут поставлены на белорусские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), а затем экспортированы в Россию в виде нефтепродуктов.
Все, чего смогла добиться делегация Белоруссии, — это повышение на 11% тарифа на транзит российской
В отношении объема беспошлинных поставок и в вопросе транзитного тарифа Россия и Белоруссия оговорили условия, при которых возможно дальнейшее повышение показателей. Объемы нефти, не облагаемой пошлиной, будут ежегодно к началу октября пересчитываться с учетом темпов роста белорусской экономики. На 2010 год рост ВВП (а именно на него будут равняться стороны) запланирован на уровне 11–13%.
В случае достижения верхней планки прогноза объем беспошлинных поставок увеличится на 850 тысяч тонн. По словам Семашко, утверждена методика расчета стоимости транзита, позволяющая рассчитать затраты и предъявить их Москве. Если она не согласится, то ставка будет повышена на размер инфляции в России плюс 3%. В 2010 году власти России прогнозируют инфляцию в 7–8%, так что тариф может повыситься до 4,7 доллара за тонну.
Владимир Семашко заявил, что благодаря достигнутым договоренностям бюджетные потери Белоруссии будут не так велики, как это виделось недавно. По мнению белорусского экономиста Ярослава Романчука, новые соглашения обойдутся Белоруссии в 2,5 млрд. долларов. «Минск вынужден был пойти на такие условия, чтобы не усугублять ситуацию с сокращением поставок нефти на свои НПЗ», — пояснил «Труду» эксперт.
Возникновение Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана стало головной болью для импортеров различных товаров.
Впрочем, по последним данным, Минпромторг начал выдавать импортерам разовые лицензии на поставку вина.
Осложнилась и ситуация с электроникой — ноутбуками, мобильными телефонами,
По тем же причинам затрудняется развитие сетей мобильной связи стандарта 3G.
Сотовые операторы теперь не могут ввозить базовые станции, поскольку должны получать лицензии в ФСБ, надзирающей за шифровальными устройствами, а также в Минпромторге — на ввоз радиоэлектронных средств.
Александр Фадеев, заведующий отделом Белоруссии Института стран СНГ:
— Несмотря на то что, по оценке некоторых российских экспертов, внутреннее потребление нефти в Белоруссии меньше тех 6,3 млн. тонн, о беспошлинной поставке которых достигнуто соглашение, Москва пошла на этот шаг. Это можно назвать как некоторым компромиссом, так и субсидированием соседнего государства, которое находится в сложном положении: Белоруссия влезла в долговую яму, у нее нет динамики роста ВВП.
Это начало конца экономического благополучия Белоруссии, основанного на перепродаже российских углеводородов. Раньше до 42% ее экспортных доходов составляла прибыль от продажи нефтепродуктов, изготовленных из российской нефти. Российские компании несли убытки.
Сейчас начинается переход к рыночным отношениям. К ним Белоруссия не готова. Ей необходимы реформы, поскольку существующая экономическая модель несостоятельна.
Минск может продолжать грозить выходом из Таможенного союза, но он выгоден больше всего Белоруссии, в меньшей степени — Казахстану и совсем не выгоден России. Москва обозначила свою позицию и будет тверда в своих действиях.