Продажи новых автомобилей в этом году упадут, по скромным подсчетам, на 30% - до 1,8 млн. штук. Покупательная способность падает, кредиты дорожают, а цены растут. В том числе и за счет ввозных пошлин. Многие иностранные автоконцерны уже повысили цены на модельный ряд 2009 года, причем на некоторые модели - до 30% (например, Mercedes A-класса).
Повышение цен, конечно, огорчает тех, кто планировал обзавестись новой машиной. А вот для тех, кто продает подержанную машину, настали хорошие времена.
Цена - дело тонкое
"Сейчас самое время продавать подержанный автомобиль, - говорит Евгений Юрков, руководитель комиссионного направления компании "Автомир". - В связи с повышением цен на новые авто подержанные машины уже подорожали на 10-15%". При этом, по прогнозам эксперта, к середине года цены могут еще раз показать 10-процентный рост, что в совокупности прибавит подержанной машине практически четверть цены по сравнению с прошлым годом. "Чем больше будет расти доллар, тем выше становится рублевая стоимость авто, - говорит Дмитрий Перминов, директор по продажам автосалона "Юна-Авто". - Поэтому есть смысл продавать подержанную машину на пике курса". Правда, предсказать курс валют сегодня достаточно сложно. "Из-за этой курсовой нестабильности лучше продать машину именно сейчас ", - советует Евгений Юрков. Если машину не продать сейчас, то она "съест" денег больше, чем вырастут цены: во-первых, за полгода ожидания она прибавит в возрасте и в пробеге, во-вторых, придется еще раз раскошелиться на страховой полис, и в-третьих, купить летнюю резину и пройти очередное ТО.
Стоит учитывать и то, что пока у людей еще есть деньги на покупку авто, но уже весной потенциальных покупателей может оказаться существенно меньше, чем сегодня. Так, в "Автомире" весь январь наблюдается 20-процентный рост желающих приобрести поддержанные машины. Однако, по оценке агентства "Автостат", по итогам года сегмент б/у авто по сравнению с продажей новых авто покажет 30-40% падения.
Кроме того, если ваша цель - не просто продать машину, а поменять ее на новую, выгода налицо: продаешь по новым ценам, а покупаешь - по старым: "Весь первый квартал автопроизводители и дилеры предлагают купить хороший автомобиль по старым ценам - без учета изменений курсов и введения пошлин", - добавляет директор агентства "Автостат" Сергей Целиков.
Только дешевые и популярные
Правда, быстро продать удастся только дешевые и популярные автомобили. По словам Евгения Юркова из "Автомира", особым спросом у покупателей сейчас пользуются распространенные модели разных марок стоимостью до 400 тыс. рублей и возрастом от трех до шести лет. Под эту категорию попадают Ford Focus, Toyota Yaris, Renault Logan, Mazda 3, Nissan Almera, Hyundai Accent и другие. По мнению Дмитрия Перминова, продать можно и более дорогие подержанные машины - до 15 тыс. долларов (650 тыс. рублей), главное, чтобы они были не старше трех лет.
Кстати, возраст интересует покупателей в том числе и потому, что страховые компании отказываются страховать риски автомобилей старше пяти-шести лет, а на модели старше трех лет полис КАСКО обойдется слишком дорого. В то же время в регионах далеко не все автолюбители хотят полностью застраховать риски ущерба автомобилю, поэтому там продать иномарку пяти-семи лет проще, чем в Москве или Санкт-Петербурге.
Эксперты уверены, что продать редкий или дорогой автомобиль сегодня практически невозможно. Подержанные авто стоимостью от 1 млн. рублей и выше, как правило, покупали в кредит. "Люди откладывают покупку дорого авто в кредит и выбирают новую, но более дешевую иномарку", - говорит Михаил Пак.
Между тем есть марки автомобилей, которые на вторичном рынке всегда плохо продавались. Например, все модели Alfa Romeo или Audi 8, а также авто представительского класса.
Продавцам машин стоит также учесть, что из-за кризиса покупатели стали обращать больше внимания не только на цену и возраст машины, но и на стоимость сервисного обслуживания и высоту налога.
Салон, самостоятельная продажа или trade-in
Самостоятельно заниматься продажей авто лучше владельцам недорогих популярных машин в возрасте до двух лет, на которые еще действует гарантия автопроизводителя. Плюс такой продажи: продавец получает все вырученные деньги. Минус - трата времени.
Продажа по договору комиссии освобождает продавца от хлопот. Минус в том, что нельзя предугадать конечный доход от продажи. Обычно салоны берут 10% комиссии, но если автомобиль не будет продаваться, то салон предложит снижение цены или начнет брать деньги за аренду места для машины (5-15 долларов в день). Некоторые салоны, если не продадут автомобиль в течение определенного срока, могут вернуть машину, при этом она потеряет в цене из-за увеличения возраста.
Продажа по системе trade-in выгодна тем, кто планирует покупать новый автомобиль той же марки. Цена салона будет отличаться от рынка на 10-15%, но продавцу вообще не надо думать, найдет ли машина своего покупателя. Осторожно! Некоторые салоны вместо взаимозачета оформляют договор комиссии. А значит, если авто не продадут в течение полугода, салон имеет право вернуть его владельцу и потребовать деньги (в размере предполагаемого взаимозачета) и возмещение убытков салону.