ПЬЕР РИШАР ВЫЗЫВАЕТ "ДУХ ОГНЯ"

Свеча, защищаемая ладонью от ветра, - так выглядит эмблема международного кинофестиваля "Дух огня", который открылся в понедельник в Ханты-Мансийске. Этот 40-тысячный город - центр автономного округа, где добывается 60 процентов российской нефти и газа, - хорошо известен в России своими культурными инициативами.

Здесь работает уникальный центр искусств для одаренных детей Севера. Здесь собрана замечательная коллекция русской живописи, которой могут позавидовать москвичи. Здесь проходит театральный фестиваль "Чайка". Здесь часто выступают оперные, балетные знаменитости. И вот теперь на заснеженных улицах города можно запросто встретить Пьера Ришара, Станислава Говорухина, Мишель Мерсье, Сергея Шакурова, Кшиштофа Занусси, Елену Проклову, Татьяну Друбич - гостей и участников международного фестиваля кинематографических дебютов.
- Мы прилетели ночью, вернее, уже под утро, - рассказывает Мишель Мерсье, она же несравненная Анжелика. - В самолете я не переставала удивляться самой себе - куда же это меня несет? Но увидела погруженный в сон город, фантастически освещенный, - и напряжение спало. Этот чудесный уголок России достоин того, чтобы стать декорациями для съемок хорошего сказочного кино. Мне подарили на открытии фестиваля национальный костюм народов Севера - малицу. Это редкой красоты вещь. Теперь я добровольная пленница Сибири.
Пьер Ришар, известный нашему зрителю как высокий блондин в черном ботинке, тоже не скрывает своего отличного настроения:
- Меня спрашивали в Париже друзья, зачем я еду в какой-то неведомый мне Ханты-Мансийск, название которого я научился произносить только здесь. Я отвечал им, что дух авантюризма у меня в крови. Это действительно так. Я плавал во всех морях планеты, спускался на лыжах со многих горных хребтов, путешествовал по рекам на лодке. Но в такую сибирскую даль еще не забирался... И вот забрался и, представьте, не жалею. Несмотря на то, что у меня сегодня с утра изрядно закоченели ноги, я намерен участвовать во всех экзотических мероприятиях, которые только предвидятся на фестивале. Обязательно буду кататься на оленях, собаках, поеду, если получится, на сибирскую рыбалку, охоту - такой шанс нельзя упускать.
Погода, надо сказать, благоприятствует гостям. Трескучих сибирских морозов, к которым морально готовили Ришара и Мерсье, нет и в помине. Температура держится пока на отметке 15 градусов ниже нуля. Но гостей все равно утепляют. Президент фестиваля Сергей Соловьев ходит в меховой куртке, его правая рука Александр Абдулов освоил валенки. Пьеру Ришару и Олегу Янковскому, которым вручили на открытии фестиваля призы за вклад в мировое кино, подарили еще и роскошные меховые шапки-ушанки. Олег Иванович, правда, тут же улетел в Москву играть роль Петра Первого в спектакле "Шут Балакирев", а Ришар продолжает играть в Ханты-Мансийске роль крутого экстремала, которая ему очень нравится. В эти самые минуты он седлает оленью упряжку, чтобы отправиться в путешествие по окрестностям Ханты-Мансийска.
Куда более напряженный график у знаменитого польского режиссера Кшиштофа Занусси, который возглавляет фестивальное жюри. Его команде предстоит за неделю посмотреть дюжину конкурсных картин, в том числе две российские - "В движении" Филиппа Янковского и "Гололед" Михаила Брашинского.
- Мне очень интересно увидеть молодое кино, понять, куда оно движется, - говорит польский классик. - Надеюсь, что нам удастся сделать правильный выбор. А кроме того, меня не покидает надежда, что, глядя работы молодых, я и сам чему-нибудь научусь...