ПО РЕКЕ ПЛЫВЕТ АЭС

Вчера "Амурэнерго" ввело режим ограничения подачи электричества в десяти районах Амурской области и в Благовещенске. Здесь же одновременно будет снижена до предельно допустимого минимума температура воды в теплосетях. Замерзающие малыши в роддомах, лопнувшие трубы в больницах, сосульки в квартирах становятся, тиражируясь телевидением, привычным зрелищем. Но нерадивость коммунальщиков, неплатежи и аварии - не единственные тому причины. Есть еще одна, в которую в начале XXI века даже трудно поверить: 70 процентов территории нашего Отечества, оказывается, до сих пор вообще не охвачено энергосетями! Понятно, что в маленьких поселках, куда и в хорошую погоду иначе как на вертолете не добраться, строить тепло- и электроцентрали никто не будет. Тянуть к ним ветки от удаленных станций нерентабельно. Между тем ученые знают немало способов дать тепло и свет российской глубинке.

ПО МОРЯМ, ПО ВОЛНАМ
- Решить проблему тепла и света можно, - говорит главный конструктор Научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники им. Н. А. Доллежаля (НИКИЭТ) Владимир Шишкин. - За последние годы в нашей отрасли разработаны проекты атомных станций малой мощности (так называемых АЭСММ), для отдаленных и труднодоступных регионов. Спектр их достаточно широк как по мощности (от одного-двух до десятков мегаватт), так и по техническому исполнению - наземные, плавучие. У нас, в частности, уже готов к реализации проект плавучей АЭС на базе прекрасно зарекомендовавших себя реакторных установок атомных ледоколов. Принцип работы таков: ядерный энергоблок монтируется на несамоходном плавсредстве, буксируется по воде к месту назначения, швартуется и начинает работу.
- А в реки она сможет заходить?
- Та, проект которой разработан, не пройдет - осадка слишком велика. Но сибирские реки для нас очень важны - это, по сути, артерии жизни. Поэтому мы совместно с ЦКБ "Айсберг" разработали и проект плавучей АЭС с существенно меньшей осадкой. Вот она уже сможет базироваться на реках.
А на море мы сможем решить еще одну важную проблему - обеспечения пресной водой. Опреснительную установку можно смонтировать либо на берегу, либо на станции. Для районов вечной мерзлоты это очень перспективное дело.
- Но, наверное, недешевое?
- Если бы там было местное топливо для дизельных электростанций и котельных, наш проект, может, и не имел бы будущего. Но ведь топлива, как правило, под боком нет, на завоз тратятся большие средства, а поселки замерзают. Да еще и все побережье Северного Ледовитого океана усыпано бочками из-под солярки. Под эгидой МАГАТЭ работала группа экспертов и пришла к однозначному выводу: атомные станции вполне способны конкурировать с энергетикой, работающей на привозном горючем.
- Почему же тогда речь пока идет лишь о единичном проекте АЭС малой мощности?
- На самом деле уже сегодня таких станций нужны десятки - и не только в нашей стране. Многие регионы Северной Африки, Южной Америки, Юго-Восточной Азии испытывают острый дефицит не только электроэнергии, но и пресной воды. Так что, думаю, уже в обозримом будущем за спросом на такие станции дело не станет.
А вообще плавучий блок - лишь один из вариантов малой энергетики. Есть, например, разработка блочно-транспортабельной станции. На заводе строится энергоблок, доставляется на место, монтируется, запускается, после чего специалисты могут уезжать, потому что обслуживания не требуется. Работает станция по принципу "эффекта саморегулирования" - под контролем систем автоматики без вмешательства операторов. Все управление осуществляется через региональные центры. Только меняй топливо и охраняй объект.
Это удобно для тех мест, где много энергии не требуется. Например, добывали нефть из скважины, запасы иссякли - блок демонтируется и перевозится на новое место. Или использовать малую АЭС можно для энергообеспечения и опреснения воды в отдаленных населенных пунктах.
- То есть вы предлагаете тиражировать ядерные реакторы. А терроризм? Вдруг такая установка попадет в руки бандитов?
- Это вопрос надежности охраны. Что же касается технической части, то на плавучих станциях и на передвижных блоках будут так называемые системы пассивного действия. В случае чего именно они заглушат и переведут в безопасное состояние реактор без вмешательства человека. К тому же степень защиты у них даже выше, чем у крупных АЭС.
- Выше? Но ведь АЭС имеют многометровую бетонную броню...
- Не стану вдаваться в подробности, скажу так: малые станции способны выдержать, скажем, даже падение самолета. Не будет ни повреждения реактора, ни выброса радионуклидов.
- А бомбы?
- Бомбы бывают разные. Но в этом случае уже речь не о терроризме, а о военных действиях.
- Почему же столь полезные станции до сих пор не получили распространения в мире?
- Так ведь ядерным технологиям всего полвека. К тому же на начальных этапах ученые и конструкторы были нацелены исключительно на военные проблемы. Но сегодня созданием атомных станций малой мощности уже интенсивно занимаются Южная Корея, Аргентина. Страны Юго-Восточной Азии очень заинтересованы либо в приобретении, либо в совместной разработке таких объектов. Даже США, которые до последнего времени особого интереса к этой проблеме не проявляли, тоже начинают разворачивать исследовательские работы.
- И когда первая плавучая станция появится в России?
- Проект готов - есть все чертежи, документация. Похожие установки у нас давно работают на ледокольном атомном флоте. Поначалу планировалось сделать первую малую станцию с "посадкой" в Певеке, однако планы поменялись, и теперь речь идет о постройке демонстрационного образца в Северодвинске. Но, как всегда, пока не хватает денег.
- Нынешний проект оценивается примерно в 130 миллионов долларов, а в дальнейшем целесообразно провести конкурс на самую экономичную и безопасную станцию.
НАСТУПЛЕНИЕ НА СЕВЕР
Ну а нашей большой и холодной стране, кроме электричества, не хватает и тепла. Тут у ученых тоже есть планы: ядерщики собираются соорудить первую в России атомную теплоэлектроцентраль - АТЭЦ.
- До сих пор мы в основном строили только электрогенерирующие станции, - рассказывает руководитель этого проекта, директор отделения НИКИЭТ Юрий Кузнецов. - Но на производство электроэнергии тратится лишь около 30 процентов топлива, а очень много уходит в тепло. Поэтому родилась идея создания атомной теплоэлектроцентрали. Ее опробовали в Красноярске - оказалось эффективно, и тогда мы решили, что от проб пора переходить к сооружению мощной электротепловой станции.
- Юрий Николаевич, какие технические новшества будут на ней применены?
- АТЭЦ будет максимально простой конструкции с полностью пассивной системой, чтобы не мог повториться Чернобыль, где трагическую роль сыграл человеческий фактор. Работать она будет на так называемом кипящем реакторе. Эта конструкция на сегодняшний день самая прогрессивная. Ее мощность порядка 750 мегаватт, проектный срок службы тоже приличный - 60 лет. В мире работает уже около сотни подобных реакторов, и они себя очень хорошо зарекомендовали.
- Где станция будет построена и как выбиралось место?
- Строить ее мы будем в Архангельской области. Она, во-первых, очень слабо соединена электрическими линиями с центром, во-вторых, там нет своего топлива, а из-за этого очень высоки тарифы на электроэнергию. И что еще важно - люди там давно имеют дело с атомной энергией, ведь именно в Северодвинске строились атомные подводные лодки. Кроме того, проектом заинтересовались металлурги - в области есть залежи бокситов, большой плюс - незамерзающий порт - значит, можно строить алюминиевый завод. Сейчас идут переговоры с иностранными инвесторами о вложении около сотни миллионов долларов.
- Интересно, во что обойдется это строительство...
- Здесь есть один тонкий момент. Дело в том, что в стоимость электроэнергии, которую все мы ежемесячно оплачиваем, уже включаются суммы на развитие существующих и строительство новых станций. Поэтому для сооружения АТЭЦ в Архангельске деньги фактически уже собирают со всей страны.
...Вот с такими амбициозными планами атомные энергетики начали новый год. Правда, пока энергосетями все еще не охвачена большая часть российской территории, а все проекты лишь в стадии чертежей и документации. Поэтому сказать сейчас, когда получат свет и тепло отдаленные сибирские и северные районы, не отважится никто.