АЛЕКСАНДР ГУСЯТНИКОВ: "ПОРА СЕДЛАТЬ КОНЕЙ"

- Да как же ты его отпустил? - возмущался мой сосед по редакционному этажу, - я Гуся сто лет не видел! А помню...И начались ностальгические воспоминания о знаменитой велогонке Мира и легендарном капитане советской команды Александре Гусятникове, который нынче президентствует в Федерации велоспорта России. По своим служебным делам и заглянул Александр Михайлович в "Труд". И радостью поделиться - удалось завлечь в Россию крупные международные старты. И проблемы обозначить - как все-таки вернуть велоспорту былую популярность?

- Вы ведь король шоссе, Александр Михайлович, а вот слышу, все чаще и чаще говорите о гонках на треке.
- А мне по должности теперь приходится забывать о былых пристрастиях. И приоритеты меняются. Да, первую олимпийскую медаль "на колесе" привез нашей стране в 1960 году Виктор Капитонов. Потом было еще немало побед наших шоссейников. Но сейчас симпатии телевидения, которое очень многое определяет в спортивной, рекламной, финансовой политике, принадлежат трековикам. Это понятно - соревнования под крышей динамичнее, зрелищнее. Здесь более закрученная драматургия борьбы, за которой зрители наблюдают с трибун. А как расширилась программа соревнований! Еще недавно на Олимпийских играх разыгрывалось четыре медали на треке и две на шоссе. Сейчас "на олимпийском кону" 18 комплектов медалей. А в рамках чемпионата мира их разыгрывается и того больше - 37! По "медалеемкости" велоспорт нынче уступает только легкой атлетике и плаванию. Так что не стоит объяснять, какое внимание сейчас уделяется этому виду в мире.
- А в России?
- Сейчас практически только трек в Крылатском соответствует международным стандартам. Но и он, увы, построен более 20 лет назад, специально к Олимпиаде. Все другие треки открытые, и большинство в запущенном состоянии. Необходимо строить новые, крытые. Возможно, в скором времени один такой появится в Санкт-Петербурге. Но и это - капля в море для страны. Второй вопрос - техническое обеспечение. Хороший велосипед стоит до четырех тысяч долларов. Да и те, на которые садятся новички, тоже им не по карману. Раньше ведь велосипед был почти в каждой семье. Нынче для большинства он уже роскошь. А это тоже препятствует популяризации велоспорта. Что касается участия наших гонщиков в международных соревнованиях, то, к примеру, у трековиков Кубок мира проходит в пять этапов. Спортсмен, заявленный от страны, обязан участвовать во всех. Если он не выходит на старт, на федерацию накладывается штраф в 2000 швейцарских франков. А посмотрите географию Кубка мира. Первый этап - Колумбия, второй - Китай, далее - Москва, Австралия и Малайзия. Это же какие деньжища нужно затратить только на дорогу...
-Значит, проведение одного кубкового этапа в Москве - уже большая отдушина в плане финансов?
-И не только для россиян, которые, надеюсь, будут представлены в столице солидно, но и наших соседей из Украины, Казахстана, Белоруссии, Прибалтики... Этап в Москве единственный, который пройдет в Европе.
- Забот, стало быть, хватает?
- Да, соревнования пройдут с 31 мая по 2 июня, и сейчас я активно занимаюсь поиском средств, хотя мы и имеем солидного партнера в лице "Итеры", которая взяла на себя львиную долю расходов по содержанию сборной команды, лучших спортсменов. Федерация работает в самом тесном контакте с Госкомспортом, национальным Олимпийским комитетом. На мой взгляд, велоспорт может прогрессировать только с привлечением финансовых доноров в регионах, где в советские времена и базировались лучшие гонщики страны.
- А как сейчас?
- Тихо в Омске, давшем Комнатова, Шарафуллина, Раппа... Не видно хороших гонщиков в Екатеринбурге и Иркутске. Да и Самара, которая когда-то формировала команду, способную бороться со сборными стран, свои традиции подрастеряла. На местах, как мне кажется, чересчур увлеклись игровыми видами. А ведь велоспорт приносит неоценимую пользу ребятне - здесь скорость, азарт, романтика, а в итоге - здоровье.
- Кстати, как поживают ветераны?
- Мы стараемся их поддерживать, при возможности собираемся вместе. Особенно когда проходят элитные чемпионаты. Судьба их сложилась по-разному. Сергей Сухорученков, отец пятерых детей, между прочим, живет в Санкт-Петербурге и тренирует молодежь. Знаменитая "царица трека" Галина Царева переквалифицировалась в тренера по теннису. Ее дочь - одна из перспективнейших . Аво Пикиуусс живет в родном Тарту и занимается бизнесом. Александр Аверин тоже теперь за границей - во Львове. А вот его сын живет и тренируется в Санкт-Петербурге. Живы-здоровы Сергей Копылов - он в Туле, Гайнан Сайдхужин по-прежнему в Москве. Да, есть у нас с кого брать пример.
- Молодежь старается?
- Да, это Светлана Гранковская, Томила Абасова, на Олимпиаде в Сиднее настоящую сенсацию сотворил Вячеслав Екимов, победивший в шоссейной гонке на время, бронзовыми призерами на треке стали Ольга Слюсарева и Алексей Марков, который хорош и на шоссе. Мне очень хочется продлить этот список. Может быть, это удастся сделать уже в нынешнем сезоне. Он только-только начинает свой разбег...