ПОЗЫВНЫЕ ДЛЯ ДУШИ

Программ, которые были бы любимы и востребованы слушателями на протяжении десятков лет, в истории отечественного радиовещания единицы. Одна из них, несомненно, - "Встреча с песней".

Передача, выходящая с января 1967 года, сегодня прочно обосновалась на "Радио России". Все это время ее автором, режиссером и бессменным ведущим является заслуженный артист России Виктор Татарский, чей голос без преувеличения можно назвать одним из самых известных и любимых в стране. "В чем секрет долголетия передачи?". С этого вопроса мы начали разговор с Виктором Витальевичем.
- Программа "Встреча с песней" изначально задумывалась мною как разговор о жизни, о нашем прошлом и настоящем. В основу диалога с радиослушателями легли их письма. А песня стала душой передачи. Я также преследовал и такую цель - вернуть в эфир старые песни, которые по тем или иным причинам ранее не звучали. Сначала было очень много писем от фронтовиков, просивших найти военные песни, потом стали писать их дети и внуки. Передача, можно сказать, стала переходить у наших слушателей по наследству.
Как мы выбираем письма для эфира? Основные критерии - сюжетность и необычный язык. Человек должен обязательно написать, почему та или иная песня запала ему в душу, с песней должна быть связана какая-нибудь история. В каждом выпуске программы - а их скоро будет уже 870 - обязательно присутствуют 2 - 3 песни, которые вообще не звучали в эфире.
- Бытует мнение, что на радио пишут в основном пенсионеры. Кто на самом деле ваши собеседники?
- Ежемесячно передача получает несколько сотен писем. Среди моих слушателей и те, кто только научился писать, и те, кто еще в силах писать. Много заявок приходит от учителей и врачей.
- Вам приходится просматривать сотни писем, прослушивать много музыкального материала. Кто помогает вам в работе над передачей?
- Мне очень помогали редакторы Тереза Владиславовна Рымшевич, затем Татьяна Сергеевна Зубова. Мы вместе искали редкие записи и вообще были единомышленниками. У меня нет ни собственной коллекции записей, ни специального музыкального образования. Но у меня есть свой филофонический "актив": коллекционеры Дмитрий Фокин, Роман Пантелюс, Владимир Солоненко, Юрий Юшков.
- Вы же по образованию - актер, окончили театральное училище имени Щепкина. Почему вы ушли из театра?
- В театре я проработал один год еще до поступления в театральное училище. Прошел по конкурсу в Астраханский драматический театр, где мы бегали в массовке с будущим "оскароносцем" Володей Меньшовым. За этот год я понял, что не хочу быть зависимым ни от настроения режиссера, ни от того, как складываются отношения в коллективе. В общем, я решил жить самостоятельно и, еще учась на курсе у Игоря Ильинского, начал работать над собственными литературными программами. В 1961 году пришел работать на радио в музыкальную редакцию.
Кстати, литературные программы я продолжаю готовить и сегодня. 28 января на "Радио России" стартовал наш очередной проект - я читаю в эфире по будням роман Дмитрия Липскерова "Родичи". Мне очень помог режиссер "Радио России" Максим Осипов, который в 80-х годах работал со мной над "Встречей с песней". Музыку для радиоспектакля написал Андрей Попов. Надеюсь, что радиослушателям будет интересно.
- Вернемся к "Встрече с песней". Как вы думаете, что ждет передачу в будущем?
- Мне меньше всего хотелось бы, чтобы "Встречу с песней" считали ностальгической. Если бы передача была таковой, она не прожила бы так долго. Со временем в эфире стали звучать не только старые песни, но и музыкальные новинки. А главное - эта передача дает возможность взаимного обогащения, не только я знакомлю слушателей с редкими песнями, но и они в своих письмах наталкивают меня на поиски, открывают вещи, которые для меня неведомы. Такие письма для меня особенно ценны. И пока эта связь не прерывается, "Встреча с песней", будем надеяться, будет жить и дальше.