- Ростислав Евгеньевич, что принципиально нового во второй части Налогового кодекса?
- Основное новшество - поправки, связанные с введением единого социального налога. Раньше на предприятия приходило несколько инспекторов, отвечающих за разные сборы - пенсионных взносов, взносов в фонды соцстраха, медстраха, занятости. Проверяющие выстраивались в очередь, а проверяемым просто некогда было работать.
Теперь социальный налог - единый. В соответствии с законом он должен собираться исключительно в денежной форме, тогда как прежде действовала система зачетов. Правительство рассчитывает, что таким способом государственные внебюджетные социальные фонды получат больше "живых денег", которых всегда не хватает на приобретение тех же путевок в здравницы, оплату больничных листов...
- А работающие граждане - по их карману единый налог сильно ударит?
- Не слабее, чем прежде. Прошлым летом депутаты и правительство обещали с 2002 года пойти на снижение предельной ставки единого соцналога чуть ли не до 20 процентов. Тогда в бюджете хватало дополнительных доходов. Но после падения цен на нефть о снижении налогового бремени перестали говорить в коридорах власти, и налог закрепился на уровне 35,6 процента от фонда оплаты труда.
- А в целом дополнения в Налоговый кодекс предполагают какие-то послабления физическим и юридическим лицам?
- Скорее, наоборот. Придется забыть о постановлениях или приказах, посредством которых устанавливались какие-то фискальные послабления. Теперь мы имеем дело с кодексом - это документ прямого действия, где закреплена система налогообложения. Она у нас чрезвычайно громоздкая. Основным источником поступлений в бюджет остается, конечно, 24-процентный налог на прибыль. Здесь мы не открываем Америку - во многих странах именно из этих взносов берут средства на развитие экономики, социальной сферы. Вполне реформаторский и 13-процентный налог на доходы физических лиц. Далее идут социальный налог, таможенные сборы, налог на пользование природными ресурсами, акцизы, налоги с продаж, НДС. К двум последним у многих самое негативное отношение.
Вот, скажем, НДС в общей структуре налогов составляет 22 процента. Он наряду с налогом с продаж и акцизом непременно закладывается в цену товара. То есть, по сути, стоимость трижды облагается косвенными налогами, а если сюда добавить еще и таможенную пошлину, то получается - четырежды.
- А что, за рубежом не так?
- Мы - уникальная страна, где налоги нещадно дерут даже с налогов. В большинстве развитых государств таких "накруток" и в помине нет. Там вообще основной фискальный список короткий - налоги на доходы юридических лиц, физических лиц и акциз. У нас же их свыше десятка.
- Но Налоговый кодекс должен облегчить жизнь предприятиям и гражданам. Президент в послании Федеральному Собранию прямо заявил, что "реформа призвана снизить налоговое бремя, повысить качество налогового администрирования".
- Да. Вот только в подготовленной концепции проекта федеральной целевой программы развития налоговых органов на 2002 - 2004 годы уже другая терминология - вместо "повышения качества" говорится про "повышение эффективности налогового администрирования". Чувствуете разницу? При этом МНС просит для реализации этой программы 40 миллиардов рублей, из них 33 - из федерального бюджета. Наверное, собираются щедро оплачивать услуги иностранных консультантов - это сейчас модно.
- На что же, по вашему мнению, следует направлять средства?
- В первую очередь на обучение бухгалтерских кадров. У нас ведь государство параллельно ведет две реформы - налоговую и бухучета. Россия должна была перейти на международные стандарты финансовой отчетности еще в 2001 году, но вот припозднилась. И сегодня бухучет громоздкий, непрозрачный. Когда иностранные инвесторы с ним сталкиваются, у них пропадает всякое желание иметь с нами дело. Так вот: бухучет реформирует Минфин, налоговую систему - МНС. Естественно, каждый требует своей отчетности. В итоге бухгалтер вынужден вести двойной учет - бухгалтерский и налоговый. Ко всему прочему, в разных ведомствах прибыль, выручка, амортизация рассчитываются по разным методикам.
- По идее, рассчитать единый соцналог будет проще.
- На первых порах - нет. Придется изучить новое законодательство, освоить новые таблицы, новые процентные ставки... К тому же некоторые статьи кодекса пока без инструкций. Сказано, например, о санкциях за "грубые нарушения правил учета доходов и расходов". Что такое "грубое нарушение" - неясно. Трактуй как хочешь. Это, конечно же, провоцирует произвол со стороны чиновника.
Или еще лазейка. Многие специалисты (и я с ними солидарен) предлагают внести изменения в кодекс и исключить льготный принцип налогообложения. Лучше адресная поддержка, чем льгота. Она дает повод для различных злоупотреблений.
- А что же в сегодняшних условиях вы посоветуете налогоплательщику?
- Закон надо исполнять, поэтому советую платить налоги. В любом случае можно попытаться снизить фискальное бремя, добиться вычетов - скажем, правильно заполняя декларации и внимательно относясь к собственной финансовой деятельности. Для этого гражданам придется собирать в своем архиве все платежные документы - вплоть до чеков на покупку лекарств. И учиться, учиться, учиться, как завещал вождь. Налоговая грамотность сегодня обязательна для юридических и физических лиц, если они хотят сберечь свои деньги, время и здоровье.