В конце октября на воронежском заводе «Рудгормаш» прошел митинг. Рабочие собрались, чтобы принять обращения к президенту России и губернатору Воронежской области. Просили об одном: прекратить давление на завод и дать возможность людям работать.
Власти на обращения пока не ответили. Но вряд ли не заметили, ведь «Рудгормаш» — не рядовое предприятие, а флагман российского машиностроения. Это единственный на сегодняшний день в России производственный комплекс, который успешно конкурирует с Западом, производя буровое,
На предприятии успех «Рудгормаша» объясняют четкой позицией: в приоритете — высокая производительность и доступная цена, а не дизайн и эргономика. Это соответствует требованиям горняков во многих странах — машина должна быть максимально дешевой и максимально эффективной. А если прибавить долговечность (официальный срок работы тяжелого бурового станка воронежского производства — 10 лет, но на самом деле техника безукоризненно проработает и 30 лет, и даже больше), то «Рудгормаш» оказывается практически вне конкуренции.
Вторжение на предприятие было спланировано по традиционной схеме: скупка блокпакета — смена руководства — увод активов. Однако орешек оказался тверже, чем ожидалось.
В «Рудгормаше» события описывают так. С 2004 года
Как стало известно из постановления об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и о возбуждении уголовного дела, в сентябре 2005 года «Финансовые технологии» обращались в Левобережное РУВД Воронежа с просьбой возбудить уголовное дело. Вначале следователи РУВД провели оперативные мероприятия и не нашли для этого оснований. Но 10 января 2006 года в районной прокуратуре уголовное дело
Без малого год под надзором прокуратуры милиционеры разбирались с предприятием и, следовательно, проводили официальные экспертизы, выемки документов, допрашивали немалое количество народа. В результате 28 декабря 2006 года было вынесено постановление о прекращении уголовного дела.
То есть ни прокуратура, ни следователи из РУВД на тот момент не нашли оснований считать, что имели место хоть
Но в октябре 2007 года у пакета акций
В декабре 2008 года, как стало известно из постановления о возбуждении ходатайства о продлении срока предварительного следствия, задерживают и заключают под стражу, а в июне 2009 года выпускают под залог заместителя генерального директора
Отдельная
— Договоренность уже была в стадии подписания, и тут — гром среди ясного неба: на недвижимое имущество завода накладывается арест. Как? Что? Зачем?! Чтобы не украли? Вот именно в разгар кризиса, когда руководство завода делает все, чтобы снять напряжение (чего стоила в те тяжелые времена одна выплата рабочим долгов по зарплате — больше 62 млн. рублей), — конечно, именно сейчас все и надо спасать от владельцев расхитителей! И спасать именно путем ареста, — говорит директор «Рудгормаша» Виктор Ермолов. — Странное поведение следствия легко объяснить, если учесть одну маленькую деталь. Арест наложен аккурат на то имущество, которое находится в залоге у ВТБ. Прямо по списку. Совпадение, граничащее с чудом. Чудо это стоило заводу срыва договоренности об отсрочке платежей. Естественно, какой банк пойдет в разгар кризиса на такие льготы клиенту, который лишился залоговой массы? Только вот остается любимый авторами детективных романов вопрос: кому выгодно? Хотя здесь он выглядит явно риторически…
Предприятию пришлось пережить очень сложные времена. Некоторые СМИ, описывая ситуацию на «Рудгормаше» в декабре 2009 года, не скупились на черные краски. В прессе появляются сообщения о существующей на заводе «организованной преступной группировке, выводившей активы за рубеж».
— В такой обстановке непросто искать квалифицированные кадры («Куда к вам работать — вас скоро закроют совсем!»), непросто договариваться с покупателями («Разберетесь с проблемами, тогда договоримся, нам риски ни к чему!»). Если кто и соглашался сотрудничать, то на условиях оплаты по факту. А это значит, нужны кредиты. Чтобы взять кредиты, нужна залоговая масса, а она под арестом. Круг замыкается, — рассказывает Виктор Ермолов. — Но мы держались. Выплатили долги по зарплате — повторюсь, более 62 млн. рублей. Нашли заказы. Если в 2009 году на пике кризиса оборот составил порядка 700 млн. рублей, то уже в
В сентябре 2010 года суды первой и второй инстанции постановили, что постановление временно исполняющего обязанности начальника СК МВД России от 27 августа 2008 года «Об отмене постановления о прекращении уголовного дела и его возобновлении» признано незаконным и необоснованным.
А 17 ноября этого года президиум Воронежского областного суда удовлетворил представление прокуратуры, отменил постановление Ленинского районного суда Воронежа и определение кассационной инстанции о незаконности и необоснованности возобновления следствия по уголовному делу в отношении руководства «Рудгормаша», дело направил на новое судебное рассмотрение.
Сотрудники «Рудгормаша» надеются на поддержку губернатора Воронежской области Алексея Гордеева. Он человек в регионе новый и незаангажированный, с серьезным федеральным прошлым. Однако губернатор не спешит даже просто ответить на обращение заводчан, а ведь прошло уже два месяца. Более того, руководство завода несколько раз приглашало губернатора посетить предприятие, но — увы!
Работники «Рудгормаша» рассчитывают на поддержку властей.
Виктор Олименко — начальник буровзрывного комплекса Михайловского
— Я работаю на комбинате уже 34 года и все это время сотрудничаю с «Рудгормашем» — практически с самых первых его станков до современных. Наш комплекс оборудован продукцией этого завода на 100%. Примерно та же ситуация на других предприятиях горнорудной промышленности. Ведь станки «Рудгормаша» дешевле и проще в обслуживании, чем импортные аналоги, и в то же время отличаются высоким качеством. А новый буровой станок, выпущенный заводом в 2007 году, позволяет бурить скважины большего диаметра, увеличивая выход горной массы и качество дробления. Руководители горнорудной промышленности, наши коллеги со всей страны, высоко оценили технологические характеристики нового станка. Знаю, что «Рудгормаш» получил уже не меньше 20 заказов на этот агрегат. Сегодня завод выпускает 80% оборудования для горнорудной, нефтедобывающей и газовой промышленности в России. Но предприятию надо развиваться дальше, выходить на европейский и мировой рынки. В том, что продукция «Рудгормаша» может получить признание в других странах, я не сомневаюсь — для этого у завода есть все предпосылки. Дело — за капиталовложениями и государственной поддержкой. Конечно, печально, что уже несколько лет завод лихорадит. Я знаю точно: если «Рудгормаш» рухнет, то рухнет и вся горнорудная промышленность России. Допустить этого ни в коем случае нельзя.
Владимир Донской