- Юрий Михайлович, каковы, на ваш взгляд, политические итоги года для Москвы и для страны?
- Политический год длиннее календарного, количество политических ситуаций и комбинаций больше, чем количество дней, а может быть, часов в году. Для Москвы это был год перевыборов мэра. Владимир Путин внес мою кандидатуру, я выступил с серьезной программой, в которой было много сложных моментов, и Мосгордума без колебаний подтвердила мои полномочия.
Что касается государства, то минувшие выборы в Госдуму расставили все на свои места и прояснили очень многое на будущее. Победа "Единой России" - это не победа в режиме Туркменбаши, это победа, где люди имели полную возможность высказать свои предпочтения политические по отношению к 11 политическим партиям - и к пигмеям, и к "крупнякам".
"Единая Россия" будет иметь конституционное большинство. Это высочайшая ответственность, которая должна реализоваться в политику, которую ожидает общество. Она должна проявлять гораздо большую самостоятельность в парламентской деятельности, чтобы не повторять ошибок. Например, когда нам предложили 122-й закон (о монетизации льгот. - ред.), я активно и гласно возражал против него, потому что видел его неправильность. Но случилось то, что случилось. "Единая Россия" без анализа и обсуждения проголосовала за этот небесспорный закон.
Думаю, "Единая Россия" должна проводить политику, не диктуя всем остальным свои решения, а учитывая мнение меньшинства. Потому что меньшинство есть, пока, к сожалению, в основном с левого фланга. Правого фланга у нас нет. И опять же, почему нет правого фланга? Потому что не угасла та изжога и всеобщее раздражение против того, что происходило в 90-х годах. Тогда рулили правые, радикал-либералы для которых народ был безгласным объектом, не заслуживающим внимания. В приоритете у них были политес, ложные идеи, а общество затухало, демография складывалась как производная от всех этих страшных экономических решений, которые тогда принимались в государстве. Вы мало найдете людей, кто в те годы решительно выступал против такой экономической политики. Я был среди них.
- Медведева позиционируют как либерала, и, зная ваше специфическое отношение к подобного рода политикам, не ожидаете ли вы идеологических разногласий?
- Прилепленная журналистикой Медведеву эмблема "либерал" в данном случае должна быть, мне кажется, изменена на формулу демократ. Медведев, как интеллигент, привержен демократическим принципам организации жизни государства. В последнее время он больше занимался социальными проблемами, чем разработкой понятийного либерализма в экономике. Либерализм в экономике - это рынок, который не имеет границ. Так вот Медведева я никак не могу сопоставить с понятием апологета безбрежного, хаотичного рынка, который предлагали наши немцовы, чубайсы.
Совсем недавно такой же рынок, может быть с некоторыми ограничениями, предлагал и Греф. Я не слышал от Медведева такого рода подобных утверждений. Зато Медведев хорошо позиционировал себя на социальных программах - здравоохранение, образование, строительство доступного жилья, аграрный проект. Я поддерживаю Медведева, особенно в режиме дуэта с президентом, который обозначился. Это, кстати говоря, еще один важнейший политический результат уходящего года. Нам становится яснее, чем будет власть заниматься в ближайшем будущем.
Вы говорили, что в этом году было принято много важных решений. Какие из них вы считаете наиболее полезными для Москвы?
- Объявить 2007-й Годом ребенка. На днях мы ждем стотысячного новорожденного - такого всплеска рождаемости Москва давно не видела. Это показатель того, что жизнь меняется к лучшему. Стотысячный ребенок появился на свет 26 декабря. Причем, не один, а 11. И мы не будем выделять кого-то одного, иначе они соберутся через 25 лет и будут спорить, кто из них стотысячный. Будем считать таковыми младенцев, которые родились в определенный интервал времени. Я попросил каждому сделать памятные медали, может быть, золотые, а может быть, еще что-то более существенное.
- Столичные власти планируют в будущем году повысить возраст "молодой семьи" и тем самым увечилить число участников одноименной льготной ипотечной программы. Как еще власти будут поддерживать молодых мам?
- Мне лично не нравятся ограничения, которые мы во всех социальных программах закладываем. Например, в трактовке понятия "молодая семья". Если, скажем, в семье появился долгожданный первый ребенок, когда супругам под 40, это не молодая семья? Или появление наследника для них не такое значимое событие? Молодые семьи не должны определяться только возрастом. Молодая семья - это семья, где появился первый ребенок. Им может быть и за 40 лет.
Еще, по-моему, для города важно выработать принципиально иное отношение к молодой маме. Сегодня мамаша родила, значит, должна оставить работу, потому что ребенка девать некуда. В декрете молодая мама теряет квалификацию. Потом она пытается устроиться на работу, но ее уже не особенно принимают, потому что не поспела за темпом жизни, и она должна устраиваться на другую, низкооплачиваемую работу. Кроме того, женщина становится зависимой от мужа. Он начинает чувствовать себя хозяином положения, и возникают сложные психологические отношения.
Дальше - больше. Семья нуждается в жилье, и если в семье работает только один человек, то об ипотеке можно забыть. То есть оказывается, что ясли и детский сад - это не просто место, куда можно отдать ребенка на время. Это мощнейший социальный фактор, который влияет на положение женщины в обществе и на равенство полов. Увидев эту проблему, я предложил правительству заняться ускоренным возвратом детских садов в систему города. В прошлом году мы построили 100 детских садов, в этом - еще 100. Мало. В будущем году будем строить еще 100. Детскими садами мы решаем и проблему старшего поколения: молодые оформляют ипотеку, освобождают жилплощадь, и их родители уже живут совсем по-другому.
- Какие задачи удалось решить городу в уходящем году?
- Самая важная задача - создать ресурсы для того, чтобы решать социальные проблемы. Ведь если есть деньги - есть и планы, куда их потратить. Так вот, экономическое развитие у нас идет нормально, с опережением средних темпов по России. Не знаю, получится ли в России удвоить валовой продукт, но мы пообещали президенту в 2009 году это сделать.
- А в социальной политике?
- Три-четыре года назад мы увидели, что экономический потенциал города позволяет нам объявить: ни один пенсионер не может получать пенсию ниже прожиточного минимума. И мы доплачивали городскую прибавку к пенсии, четыре раза в год индексируя эти дотации. Сегодня мы ставим уже другую задачу: вывести суммарный государственный уровень и городской с коэффициентом 1,2 - 1,25 к прожиточному минимуму. Т.е. уже на 25% пенсионер будет получать больше. А к концу года - в полтора раза выше, чем прожиточный минимум. Это позволит старшему поколению реализовать свои личные интересы - в театр сходить, на концерт, телевизор купить.
Я исхожу из того, что социальная политика включает три составляющих: помощь старшему поколению, детям и молодым трудоспособным москвичам.
- Но ведь молодые трудоспособные москвичи не всегда хотят заниматься тем, что нужно городу. Приходится приглашать мигрантов. Москва не справляется с наплывом приезжих. Какие инициативы помогут в следующем году отрегулировать этот поток?
- Мы очень долго боролись за то, чтобы не открывать город, как широкие ворота для всех приезжих, мы последними в России исключили регистрацию. Москва и Санкт-Петербург более притягательны для мигрантов, чем любой другой город страны, поэтому и режим их размещения, работы, использования, должен быть совершенно другой. После терактов мы ужесточали регистрационный режим, но на нас все время обрушивались с критикой, что мы принимаем антиконституционные нормы регулирования и пребывания здесь людей. Потом мы открыли город, и тоже получилось очень плохо. Неорганизованность миграционных потоков вызвала раздражение в обществе, и наконец появился закон о мягком, но все же регулировании миграционных потоков.
Работодатель, который использует труд незарегистрированных мигрантов, может заплатить штраф 800 тысяч. Но это все равно не сработало. Потому что регистрация, ни чем не ограниченная, приводит к тому, что в городе Москве и в городе Санкт-Петербурге появляется гораздо больше мигрантов, чем это экономически необходимо. Когда зарегистрированных мигрантов больше, чем свободных рабочих мест, возникает вопрос: а остальные-то где? А потом смотрим уровень преступности и видим: 40% преступлений совершают приезжие. Москва - не проходной двор, нам нужно ровно столько мигрантов, сколько нужно экономике.
Кроме того, мигранты привозят к нам ВИЧ, сифилис, туберкулез, гепатит, примерно 15% приезжих какую-то из этих "радостей" имеют. А они ведь общаются с москвичами.
Второй аспект проблемы: мигранты живут в жутких условиях. Заработал, уехал в свой Таджикистан или Молдавию, и как он будет вспоминать о своей работе у нас, о стране? С ненавистью. Нам это надо?
Поэтому должен быть решен вопрос установления квот. Ты хозяин предприятия, ты заявил квоты, мы спрашиваем: где ты их будешь размещать, как проверять здоровье? Если все в порядке, тебе даем квоту.
Я по этому поводу вспоминаю песню "Мой адрес не дом и не улица, мой адрес Советский Союз", ее в народе называют песней алиментщика. Первая и главная задача сегодня создать условия, при которых приезжий имеет работу и место жительства. Тогда все складывается в организованную систему, которая существует в ряде стран и не приводит к ксенофобии.
- Юрий Михайлович, рост цен на продукты в последние месяцы - это главное беспокойство москвичей. Уже появились прогнозы, что в следующем году цены еще поднимутся, насколько они обоснованны?
- Мы внесли свои предложения и решили, что срочно надо принимать закон о торговле. Закон, который должен учесть целый ряд вопросов экономики розничной и оптовой торговли. Конечно, сырьевые цены должны соответствовать рентабельной работе сельхозпроизводителя. Другое дело - цены на прилавке.
Второй вопрос. Нужно минимизировать цены на упаковочно-расфасовочные дела. Упаковка и расфасовка стоят дорого. Это нужно упрощать, чтобы не было таких накруток, которые в разы увеличивают стоимость базисного сырьевого продукта. Но один из важнейших вопросов - это наличие между сырьевиком-производителем и прилавком большого количества оптовиков. И есть оптовики, которые работают только с бумагой. Это искусственные паразитные шестеренки, которые создаются специально негодяями для того, чтобы товар "как бы" оптовику. Тот накручивает на него дополнительную цену и передает другому оптовику. А потом уже передают в розницу. А вот эти паразитные шестеренки "отстегивают" деньги тем, кто их создал. Результат - необоснованный рост цены. Пресечение подобного рода "посредничества" должно быть предусмотрено в законе о торговле, а липовыми оптовиками-паразитами будут заниматься правоохранительные органы.
Замечу, мы ведем разговор о необоснованном накручивании цен, а не о необходимости их регулировать. Последнее недопустимо, иначе мы вернемся в советские времена регулируемой экономики.
- Тем не менее, ряд регионов пошли на то, чтобы заморозить цены.
- Вообще сама цена зависит от развитости оптового и розничного звена. Когда работает рынок и есть конкуренция, цена не будет расти бешеным галопом. В Москве, по данным комиссии по ценам РФ, темп роста цен был самым низким в стране. Идет формирование цивилизованного рынка. Когда он появится, тогда не будет монопольного или через сговор каких-то структур роста цен. Когда есть развитая, мощная конкуренция, когда нет условий для сговора - цены будут расти вместе с инфляционными ожиданиями, в соответствии с объективными факторами. Растет цена на топливо - цена на продукты будет расти. Никуда не денешься. Нам нужно сделать так, чтобы заработная плата и пенсии росли быстрее, чем растут цены. Вот это мы отслеживаем. Поэтому четыре раза в год мы смотрим потребительскую корзину. И, кстати говоря, есть такой уровень оплаты - первый разряд тарифной сетки, или минимальная ставка, как ее называют. Со следующего года она у нас будет 6.800, а с сентября - 7.500. Т.е. она будет установлена на уровне прожиточного минимума человека, находящегося в трудоспособном возрасте. Это хорошее достижение. Такого, пожалуй, нигде в России больше нет.
- Юрий Михайлович, у нас интервью предновогоднее. Что бы вы пожелали москвичам и самому себе?
- Москвичам - процветания. Двигаться вместе к удобному комфортному городу с удобным и комфортным уровнем жизни. А себе - что я могу себе пожелать? Я всю жизнь вкалывал и дальше буду вкалывать.
- Мы вас поздравляем с наступающим. И желаем вам здоровья.
- Спасибо. Здоровье рождается только в спорте. Занимаюсь спортом 4-5 раз в неделю и считаю, что после сорока каждый должен обязательно заниматься спортом.. А до сорока - рожать детей, правда, можно и после сорока.
Желаю москвичам процветания. Двигаться вместе к удобному комфортному городу с удобным и комфортным уровнем жизни.
Ю. Лужков.