Что касается других глобальных вызовов нашего времени, таких, например, как борьба с терроризмом, разрешение конфликтов, прежде всего на Ближнем Востоке, события вокруг Ирана, преодоление бедности в странах третьего мира, то без участия России, понятно, не обойтись. Германия перестанет претендовать на роль особого субъекта на мировой арене и не станет поднимать вопрос о своем членстве в Совете Безопасности ООН.
Важные события предстоят в ближайшей перспективе в отношениях России с Евросоюзом. Новые страны, вступившие в сообщество, несут с собой груз старых предубеждений против вашей страны. НАТО и ЕС действительно подошли вплотную к России, и она вынуждена разговаривать с европейским сообществом в ином ключе, чем ранее. В 2007 году истечет срок Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, единственного правового документа, которым регулировались отношения. Если он не будет продлен, то могут возникнуть опасные политические пауза и вакуум. Что делать дальше? Ответ на этот непростой вопрос будет зависеть от того, какие силы возобладают в ЕС. После председательства Австрии и Финляндии на этом посту появятся новые члены ЕС, и можно ожидать охлаждения связей России и Европейского союза. Логическое следствие - углубленная интеграция вашей страны в Азиатский регион, особенно в сфере энергетики.
Часть европейской элиты даже при внутренних энергетических проблемах готова по политическим соображениям отказаться от поставок российского газа, что означало бы определенное отчуждение России от Старого Света. Но политику определяют не только политические элиты. Если в России продолжится - при всех нынешних сложностях - успешное экономическое развитие, то европейский бизнес активно пойдет к вам, поскольку заработать в России можно заметно больше, чем в любом другом регионе мира. Этот процесс будет неизбежно способствовать упрочению отношений России с Европой.
Для меня тот факт, что Герхард Шредер возглавит наблюдательный совет газового консорциума двух стран, является гарантией бесперебойного и масштабного снабжения "голубым топливом" Европы, особенно в трудные времена - достаточно иметь перед глазами положение на Ближнем Востоке. Выбор Шредера - просто благо для Германии и всей Европы. Но кто-то считает, что бывший канцлер будет преследовать на этом посту прежде всего интересы Германии и продвигать в Европу Россию.
Новый канцлер и ее окружение полагают, что Шредер внес раскол в ЕС во время иракского кризиса. Вместо терпеливых переговоров с США и новыми членами ЕС он-де создал некий тройственный союз, что в конечном итоге подорвало престиж ФРГ на старом континенте. Поэтому Ангела Меркель намеревается, действуя в традициях Гельмута Коля, улучшать отношения с новыми странами ЕС в расчете на то, что такая политика укрепит авторитет ФРГ. Я вижу ошибку в том, что в данном случае не учитывается новая ситуация. Во времена Коля восточноевропейские страны всячески заигрывали с Германией в надежде на вступление в ЕС. Теперь они в сообществе ориентируются главным образом на США и уверены, что сами могут быть мотором европейской политики, особенно в отношениях с Россией.
В российско-германских связях после очень теплого периода, связанного и с личными отношениями между Шредером и Путиным, обозначилось некоторое похолодание. Какой оборот события примут в ближайшей перспективе, во многом будет зависеть от результата двух визитов канцлера Ангелы Меркель - в середине января в Москву и в конце марта в Томск, где пройдут традиционные правительственные консультации. Видимо, энергетический альянс не займет прежнего центрального места в диалоге. Но что тогда? Нужны серьезные поиски в плане развития надежного сотрудничества.
В общей системе российско-германских связей очень важную роль может сыграть Петербургский диалог. В Германии его цель прежде всего видят в том, чтобы показать России, как нужно строить гражданское общество. В России больший интерес к экономическим контактам. Диалог нужен, чтобы научиться жить совместно в Европе, как это было сделано после войны с помощью подобного инструмента с Францией и Англией. Очередной диалог пройдет в 2006 году в Дрездене, он нуждается в серьезной подготовке и солидной финансовой поддержке.
Кстати, он важен и для укрепления истинного имиджа России. В начале и середине 90-х годов, благодаря стараниям определенных групп российских либералов и правозащитников, Запад воспринимал вашу страну как послушного ученика, готового во всем следовать зарубежным советам. В конце 90-х годов ситуация в России резко изменилась, другим стал общественный менталитет. А на Западе все продолжают придерживаться старых представлений и привычек, отсюда почему-то "боязнь авторитаризма", рассуждения о "возвращении диктатуры".
Россия должна показать себя той страной, какой она является на самом деле. Имидж создается через политику, широкое общение, открытость, готовность к диалогу на самых разных уровнях. Среди серии подобных мероприятий в нынешнем году, надеюсь, заметное место займет и осенняя конференция в Мюнхене, в организации которой и я принимаю участие совместно с представителями фонда "Единой России". Мы выбрали тему, интересную для обеих стран, - как реформируется (с потерями) система соцобеспечения в ФРГ и как совершенствуется (не без трудностей) через национальные проекты такая система в России. В спорах рождается истина, а в деловом сотрудничестве - обоюдная польза.