ТРОШКИ ГАЗУ

Украина намерена забирать из экспортной трубы 15 процентов российского газа. Такое заявление сделал украинский премьер Юрий Ехануров. Он, в частности, заявил: "Украинские газовики имеют юридическое право отбирать 150 кубометров с каждой тысячи в качестве оплаты за транзит через нашу территорию. Эту долю мы берем за работу, которую выполняют тысячи людей, обеспечивающих газовый транзит от границы до границы".

Российская сторона крайне негативно отнеслась к такому демаршу. "Это последнее дело,- охарактеризовал ситуацию глава "Газэкспорта" Александр Медведев.-Если Украина пойдет на такой шаг, мы готовы решать вопрос в Европейском арбитражном суде".
У каждой из сторон свои аргументы. Основные российские газовые магистрали в Европу пролегают через территорию Украины. В год по ним прокачивается свыше 116 миллиардов кубометров "голубого топлива". Получается, Киев намерен в одностороннем порядке изымать из экспортной трубы свыше 17 млрд. кубометров газа.
Вопросы поставок российского топлива можно было решить легитимно, своевременно подписав необходимые контракты на 2006 год. Однако украинская сторона до сих пор тянет с визированием документов, спорит по поводу цены на газ, не желая переходить на рыночные взаиморасчеты. В 2006 году цена российского газа для европейских потребителей составит 260 долларов за тысячу кубометров, украинцам предлагается покупать по 230 долларов - с учетом транспортного плеча. Причем со временем цифра может измениться, так как в перспективе ожидается тенденция к снижению газовой цены. Однако Киев настаивает на 65 долларах, соглашаясь перейти на рыночные расчеты лишь поэтапно, в течение пяти лет. И что же? Неужели все это время Европа будет недополучать 15 процентов российского топлива, предназначенного на экспорт? В это, конечно, поверить трудно.
Вот что сказал по этому поводу президент нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль: "Если украинский премьер хочет вернуться к натуральному обмену, который был между российскими и украинскими газовиками несколько лет назад, то ему нужно заручиться согласием Газпрома. Но я сомневаюсь, что оно будет получено. Бартерный обмен - пройденный этап. Сейчас все в мире переходят на денежные расчеты. Такой подход более эффективен и прозрачен, он позволяет определить, сколько на самом деле стоят товары и услуги".