КОМУ НУЖНА ВАЛЮТА?

Вчера вступило в силу решение о снижении нормы обязательной продажи валютной выручки

Вчера вступило в силу решение о снижении нормы обязательной продажи валютной выручки экспортерами с 25 до 10 процентов. Таким образом ЦБ использовал еще один способ ограничения притока валюты на внутренний рынок. Здесь признают, что предпринятая мера скорее символическая и не отразится на укреплении обменного курса рубля.
Напомним, что обязательная продажа валюты была введена правительством Евгения Примакова, которому после дефолта 1998 года досталась практически пустая казна. Тогда Центробанк вынужден был применить механизм принудительной продажи поступающей в страну валюты.
В нынешней ситуации, когда доллар продолжает падать на мировом и внутреннем рынках, а рубль быстро укрепляется, продолжать фискальную политику по скупке выручки экспортеров стало невыгодно и обременительно. Ведь тем самым ЦБ эмитирует рубли и способствует росту инфляции. Процесс поэтапной либерализации продолжается. По новому закону о валютном регулировании, принятому летом 2004 года, Центробанк получил право снижать норматив обязательной продажи экспортной выручки до нулевого уровня. То есть перейти к полной свободе бизнеса в части распоряжения своей валютой. Эксперты считают, что последнее решение - на самом деле признание того, что ЦБ стоит слишком больших усилий скупка значительной части нефтедолларов, притекающих в страну.
Впрочем, на финансовом рынке минимизация "валютной обязаловки" вряд ли серьезно отразится. Дело в том, что в последнее время экспортеры испытывают определенный рублевый дефицит. Об этом свидетельствовали события минувшего лета, когда в банковской сфере случился "кризис доверия". А в настоящее время, по оценкам аналитиков, экспортеры продают больше 25 процентов валютной выручки, чтобы иметь возможность выплачивать зарплату, рассчитаться по налогам и иным платежам. С другой стороны, действия Центробанка лишний раз подтверждают стабильность российской финансовой системы, которая теперь позволяет контролировать рынок и увеличивать золотовалютные резервы, не прибегая к жестким ограничительным мерам.