Что касается такой животрепещущей для автозавода темы, как сокращение персонала, то в колдоговоре сказано: работодатель обязуется обеспечивать максимально возможную занятость и не ставит своей целью улучшение экономического положения акционерного общества за счет сокращения численности работающих, если его не принудит к этому жесткая экономическая необходимость. Дабы не сокращать персонал, руководство ГАЗа будет всемерно снижать административно-хозяйственные расходы, временно ограничит прием низкоквалифицированных рабочих, откажется от практики совмещения должностей или профессий, по заявлениям работников будет разрешено предоставлять отпуска без сохранения зарплаты, производить переподготовку кадров и перемещать их внутри ОАО на другие рабочие места в целях оптимизации.
При этом ГАЗ сохраняет поддержку учебных заведений, которые готовят для него кадры: профессиональные училища N 4 и N 25, автомеханический техникум, Автозаводскую высшую школу управления и технологий Нижегородского государственного технического университета. Тем студентам этих заведений, которые учатся на "хорошо" и "отлично", завод будет выплачивать дополнительные стипендии.
Согласно колдоговору руководство ГАЗа будет оказывать материальную помощь тем, кто принимается на работу после срочной службы в армии, молодым семьям, подросткам и сиротам, выходцам из малообеспеченных семей, многодетным семьям, ветеранам. Автозавод продолжит содержание объектов социально-культурного назначения, таких, как Дом культуры, Дворец спорта имени Коноваленко, музей, лыжная база, и других.
65 миллионов рублей израсходовано на отдых работников и их детей. Только в санаториях и пансионатах здоровье поправили почти 5,5 тысячи автозаводцев.
Обсуждая итоги выполнения коллективного договора 2002 года, представители профсоюзного комитета, другие участники конференции отмечали как положительные моменты, так и нерешенные задачи, на которых предстоит сосредоточить усилия в будущем.
В 2002 году руководством завода большое внимание уделялось охране труда и обеспечению экологической безопасности производства. В частности, 39 миллионов рублей было выделено на приобретение средств индивидуальной защиты и спецодежды, 20 миллионов - на дополнительное питание работников, занятых на "вредных" производствах. В результате количество случаев травматизма на производстве снизилось на 39,5 процента.
К сожалению, тяжелыми остаются условия труда на Автозаводской ТЭЦ, которая нуждается в коренной реконструкции и модернизации, а средств на это не хватает. По словам генерального директора ОАО "ГАЗ" Алексея Баранцева, в первом квартале 2003 года ТЭЦ будет выделена в самостоятельную структуру, а впоследствии намечается создать совместное с городскими властями предприятие, чтобы исключить задержки платежей за отпущенное тепло для населения и бюджетных организаций, находящихся на территории района.
Положительно было воспринято генеральным директором предложение профсоюзных лидеров о продлении графика работы трамваев и троллейбусов с тем, чтобы рабочие ночной смены могли без проблем добраться до дома. Согласно договоренности с Горьковской железной дорогой, для перевозки рабочих будет пущена дополнительная ночная электричка от станции Кустовая, а затраты на это компенсирует завод.
По мнению Алексея Баранцева, новый коллективный договор лучше, чем предыдущий, защищает интересы работников, несмотря на сложные экономические условия, в которых оказался ГАЗ. Руководство завода приняло решение кардинально обновить автомобиль "Волга". С весны 2003 года ГАЗ-3110 будет выпускаться с новыми пятиступенчатой коробкой передач, двигателем, подвеской и светотехникой. На данную программу планируется привлечь значительные инвестиции.
Аналогичная работа ведется и по автомобилям "Соболь" и "ГАЗель".
Положительные перемены ожидаются и в связи с тем, что ряд подразделений ГАЗа выделяется в самостоятельные предприятия, которые отныне могут поставлять продукцию не только на автозавод, но и искать сторонние заказы. Так, заводу коробок скоростей ставится задача установить партнерские отношения с УАЗом и ПАЗом. Управление благоустройства и зеленого хозяйства уже нашло двух крупных заказчиков на свои услуги: Горьковскую железную дорогу и ОАО "Нижновэнерго". Алексей Баранцев особо отметил, что работники отделяемых структурных подразделений будут пользоваться всеми правами и благами работников ГАЗа, что и закреплено в коллективном договоре.
За минувший год было уволено, в том числе и по собственному желанию, 5000 человек, принято 1200 специалистов. Относительно кадровой политики было замечено, что завод решительно избавляется от несунов и пьяниц.
Подписывая коллективный договор, профсоюзный комитет и руководство предприятия выразили твердую уверенность, что все его пункты будут выполнены обеими сторонами.
О том, что это реально, свидетельствуют результаты хозяйственной деятельности ОАО "ГАЗ" в 2002 году. Несмотря на все трудности, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выпуск автомобилей за 11 месяцев увеличился на 5 процентов. С конвейера сошло 182 754 автомашины, из них 63 349 легковых. Заметно возрос выпуск запасных частей - их произведено больше на 300 миллионов рублей. Завод направил на развитие производства 609 миллионов рублей, из них 440 миллионов - за последние три месяца. Более чем на треть сократились потери от брака, почти наполовину - затраты по гарантийному обслуживанию. Впервые за последние годы получена чистая прибыль - 43 миллиона рублей, а кредиторская задолженность снижена с 7,6 миллиарда до 1,8 миллиарда рублей. Средняя заработная плата автозаводцев возросла по сравнению с 2001 годом на 58 процентов и составила в октябре в среднем 5105 рублей.
Устойчивая работа ОАО "ГАЗ" сегодня, реализация долгосрочной стратегии развития производства, разработанной на ближайшие годы, свидетельствуют о том, что инвестор пришел сюда всерьез и надолго.