В числе несомненных удач уходящего года, если спросить дипломата высокого ранга со Смоленской площади, будет назван более энергичный, чем прежде, "интеграционный процесс" на постсоветском пространстве, протекающий в рамках Содружества Независимых Государств. Иронически окрещенное критиками "облаком в штанах" еще в пору своего младенчества, СНГ на последнем кишиневском саммите продемонстрировало способность к эволюции, пусть и медленной, в правильном направлении. СНГ вынужденно сплотило ряды. К этому его побуждают "новые вызовы". Это и глобальная по охвату угроза терроризма, и все более безжалостная к слабым конкурентная среда. С запада наступает широким фронтом Европейский союз, а с востока подпирает пробудившийся гигант Китай вместе с экономическим тяжеловесом-борцом сумо Японией и резвыми азиатскими "драконами".
В этом контексте примечательно движение вперед Евразийского экономического сообщества в составе Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Под его крышей стороны договорились не только о таможенном союзе, но и о складывании единого экономического пространства, что отдаленно напоминает начальные этапы становления Евросоюза. В качестве договорно-правового фундамента союза нового типа выступают и заключенные Россией соглашения на двусторонней основе, скажем, документы по деликатной теме разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря с Казахстаном и Азербайджаном.
О чем все это свидетельствует? Мы отказались от мессианской идеи осчастливить кого-либо в одном отдельно взятом гондурасе. Не сильно беспокоит, сколько конкретно американских авианосцев бороздят океанические воды за тридевять земель. Зато задевает за живое все, что происходит прямо за нашим порогом, в странах ближайшего окружения (кстати, термин ельцинской эпохи "ближнее зарубежье", воспринятый многими с обидой, похоже, окончательно слинял).
И все же для государства с тысячелетней историей, которое считалось еще недавно супердержавой, обладающей правом вето в Совете Безопасности ООН и ракетно-ядерным потенциалом, не менее значим уровень взаимопонимания и характер взаимодействия со странами т.н. "первого мира". Да, Соединенные Штаты, вопреки всем увещеваниям, вышли в обозреваемый период из Договора по противоракетной обороне (ПРО) от 1972 года - но сделали это не в одностороннем порядке, а по согласованию с Россией как правопреемницей СССР. Кто-то может квалифицировать это как "отступное", но факт остается фактом: американцы подписали с нами договор о сокращении стратегических потенциалов, а это хорошо уже потому, что оружия чисто физически станет меньше. А заодно взяли на себя обязательства по Декларации о новых стратегических отношениях.
Появилась у России еще одна трибуна для непосредственного общения с самым влиятельным военно-политическим альянсом - возник Совет Россия-НАТО, где можно спорить, убеждать, обозначать особое мнение при обсуждении ключевых вопросов безопасности, притом не только в Европе, но и в глобальном масштабе. В рамках "восьмерки" России как успешно прошедшей кандидатский стаж предоставлено право на ротационной основе занимать председательское кресло.
Словом, за истекшие двенадцать месяцев дипломатические усилия, направленные на то, чтобы голос России слушали и слышали, то есть понимали озабоченности и считались с нашими национальными интересами, были ненапрасными. В большой мировой политике, как известно, бесплатных обедов не бывает, поэтому ряд достигнутых за это время соглашений есть итог многотрудных и не всегда внешне убедительных компромиссов. Но не надо забывать, что дипломатия - искусство возможного. О чем речь?
Можно бесконечно дискутировать: не означала ли договоренность с Евросоюзом по пассажирскому транзиту между Россией и Калининградской областью сдачи позиций - ведь пришлось отказаться от требования "безвизовых" поездок. Надо признать, видимо, что ЕС, готовящийся кооптировать в свои ряды бывшие соцстраны в качестве источников дешевой рабочей силы и рынков сбыта своей продукции, не может в данный исторический момент "поступаться принципами". А именно, делать изъятия из Шенгенского соглашения ради страны с валовым внутренним продуктом, сопоставимым с ВВП Голландии. Такова реальность на сегодняшний день - завтра что-то может измениться.
С одной стороны, НАТО и Евросоюз придвинулись непосредственно к границам России, а поскольку мы не собираемся вступать в эти организации ни с парадного, ни с черного хода, то появились ассоциации с новым санитарным кордоном или берлинской стеной. С другой стороны, идет процесс интеграции в мирохозяйственную систему: Россию исключили из "черного списка" ФАТФ, куда записывают страны, не борющиеся с отмыванием криминальных денег, и включили в белый список стран, чья экономика признается рыночной. Все вместе повысило кредитный рейтинг страны, хотя пока и не привело к бурным инвестиционным потокам из-за рубежа.
Стоит вспомнить, что в первой половине года в политологических кругах стало распространяться мнение о якобы однозначном "прозападном крене" Кремля, о настойчивых попытках МИД ангажировать в первую очередь США и европейские державы. После содержательных визитов президента Путина в Китай и Индию среди обозревателей возобладала точка зрения, что Россия никуда не кренится. Она просто не может себе позволить одномерную внешнюю политику, способствующую формированию однополярного мира, и что оптимальная модель - взаимодействие с широким кругом партнеров.
...В первые перестроечные годы прагматичные советники президента Горбачева, носившие в том числе и маршальские звезды, предложили умерить прыть в гонке вооружений и принять как руководство к действию принцип "разумной достаточности". Сегодня этот принцип в известном смысле применим и к российской дипломатии, поскольку он обеспечивает прагматическую целесообразность, безопасность и по возможности дружественное окружение - для поступательного социально-экономического развития России.
Голос России в мире должен быть слышен, Чтобы другие понимали наши национальные интересы и считались с ними