Одна из ведущих энергетических компаний страны отмечает юбилей очередными достижениями
Меньше чем через месяц крупнейшая в стране и третья в мире гидрогенерирующая компания ОАО «РусГидро» отпразднует 10 лет работы. В день юбилея, 26 декабря, энергетики смогут с гордостью подводить итоги и перечислять достижения. Крупнейшая стройка страны — законсервированная в 1994 году Богучанская станция — разморожена, практически достроена и превратилась в самую современную ГЭС. На других объектах в самом разгаре Программа комплексной модернизации, чья задача вернуть юношеский запас прочности станциям, некоторым из которых далеко за полсотни лет. Только в 2013 году «РусГидро» ввела в эксплуатацию девять реконструированных гидроагрегатов и вложила в модернизацию 32 млрд рублей. Ликвидированы последствия страшной аварии на СШГЭС — 12 ноября этого года запущен последний, десятый агрегат. Сделано все возможное для помощи пострадавшим и родственникам погибших. Ряд компенсаций будет выплачиваться еще 10 лет. Во время другого ЧП, прошлогоднего паводка на Дальнем Востоке, Зейская и Бурейская ГЭС, заполнив свои водохранилища до критических отметок, сумели снизить уровень воды в Амуре более чем на метр. Это спасло дома, поля и жизни. «РусГидро» сегодня строит новые ГЭС в стране и за ее пределами, возводит тепловые станции на Дальнем Востоке, вошла в десятку самых прозрачных компаний страны и практически вдвое увеличила выработку электроэнергии за прошедшие 10 лет.
Для меня лично менее всего постижима Программа комплексной модернизации. Представьте, что вы притягиваете в автосервис 60-летнюю «Победу» (ГАЗ-М-20) и просите сделать ее как новую. Счета за запчасти и выставленные сроки явно превзойдут рамки разумного, а счета за работу будут похожи на простой грабеж. Затея нереальная. Что же говорить о модернизации нескольких десятков огромных ГЭС, разбросанных на половине земного шара, перекрывающих Волгу, Каму, Обь, Енисей, Ангару, Колыму, Зею, Бурею и Кубань? Где брать запчасти? Как контролировать ценообразование? Как уследить за целевым расходованием средств? С кого спрашивать результат? Не проще ли решать проблемы по мере поступления, как делает большинство: сломалось — починил? Гидроэнергетический парк достался ОАО «РусГидро» (на тот момент «ГидроОГК») далеко не в идеальном состоянии. С 2005 по 2011 год проблемы как раз решали по мере поступления, однако в итоге решили сделать радикальный шаг. В декабре 2011 года в «РусГидро» была утверждена масштабная Программа комплексной модернизации генерирующих объектов, согласно которой к 2025 году компания заменит все оборудование ГЭС с истекшим сроком эксплуатации. А это 154 гидротурбины, или 55% общего парка турбин; 119 генераторов, или 42% их общего парка; 176 трансформаторов, или 61% общего парка трансформаторов; а также 8 тысяч единиц оборудования вторичной коммутации; 4 тысячи единиц вспомогательного оборудования и т. д., и т. д.
И все это, как ни странно, уже работает. По программе заменялись и реконструировались турбины на Рыбинской, Чебоксарской, Камской, Жигулевской, Саратовской, Волжской, Новосибирской, Майнской, Воткинской ГЭС и т.д. На многих станциях велись масштабные работы по замене гидромеханического оборудования, а также оборудования схемы выдачи мощности. Развернуты работы по реконструкции ГЭС Кубанского каскада. С начала реализации ПКМ на гидростанциях «РусГидро» заменено 18 турбин, 11 генераторов, 16 трансформаторов. Кроме того, было модернизировано 56 единиц оборудования тех же групп. «Как вы знаете, у нас очень амбициозная программа по реконструкции и модернизации существующих ГЭС. Такими темпами, как это делаем мы, не делал никто в мире. Это работа не такая заметная, как строительство новой станции, но не менее трудоемкая и сложная», — сказал по этому поводу глава компании Евгений Дод.
Отвечая на вопрос о контроле денежных средств, выделяемых на развитие дальневосточной энергетики, он добавил: «Мы наладили уникальную систему проверок и отчетности. Да, есть некоторая излишняя забюрократизированность, механизм тяжелый. Это тот самый механизм, который мы отлаживали в деле контроля государственных 50 млрд, выделенных для Дальнего Востока. Однако менять его мы не собираемся, потому что в таком случае возникнут понятные и неприятные риски. На мой взгляд, мы наладили одну из лучших, если не лучшую, систему по контролю расходования средств на местах». В общем, огромная задача реально решается.
Впрочем, маленьких задач у «Рус-Гидро» не бывает — такая специфика. Когда я впервые ехал на Богучанскую ГЭС, ожидал увидеть нечто огромное. А когда приехал, не понял, в чем дело — мои ожидания не оправдались. Плотина оказалась настолько большой, что не поддавалась оценке: непонятно было, какого она размера, эта каменно-бетонная дамба. На самом деле — 96 м в высоту и 2,7 км в длину. Когда стоишь на гребне, река внизу кажется почти маленькой. А когда заходишь в машинный зал, снаружи тоже небольшой, понимаешь, что в таком громадном помещении никогда раньше не был, — 9,5 тысячи м3. Чтобы описать плотину и станцию, приходится жонглировать почти астрономическими цифрами: объем грунта каменно-набросной плотины составляет 30,5 млн м3. Бетонная часть плотины имеет длину 828,7 м и высоту 96 м. Вся плотина сдерживает 58 км3 воды водохранилища. А каждое из девяти рабочих колес гидроагрегатов Богучанской ГЭС весит 156,6 тонн, диаметром 7,86 м, изготовлено из специальных сортов нержавеющей стали и имеет по 11 рабочих лопастей. Представляете, как подобные агрегаты доставлялись в город Кодинск? Доставка каждого речным путем превращалась в специальную транспортную операцию. Эту станцию, которую в СССР возводили с 1974 года, теперь достроили за восемь лет, с 2006 по 2014 год. И это один из тех успехов, с которым гидроэнергетики будут заслуженно поздравлять друг друга 26 декабря.
Достроили, хотя Богучанская ГЭС не была и не могла быть единственным приоритетом. Пять лет назад на самой большой ГЭС нашей страны, Саяно-Шушенской имени Непорожнего, водой выбило из гнезда гидроагрегат. Машинный зал был затоплен, погибли люди, станция полностью вышла из строя. На «РусГидро» легли задачи помощи пострадавшим и родственникам погибших и восстановление ГЭС с 10 агрегатами мощностью 6400 МВт. 12 ноября, 16 дней назад, состоялся пуск последнего, нового агрегата со станционным номером «2». СШГЭС не просто восстановили — ее машинную часть построили заново. Новые гидроагрегаты и генераторы не только эффективнее старых, но благодаря нескольким параллельным системам автоматического оборудования имеют тройной запас безопасности. Задействован даже спутниковый контроль положения плотины.
Родственникам погибших в аварии выплачены единоразовые и выплачиваются ежемесячные компенсации. Пострадавшим обеспечиваются медицинское наблюдение и санаторное лечение. Детям погибших и ставших нетрудоспособными оплачивается коммерческое высшее образование. С самых первых дней была организована психологическая поддержка. В городе гидроэнергетиков Черемушки полностью модернизирована социальная сфера. В результате люди помнят своих погибших, но с удовольствием работают на СШГЭС. Команды сотрудников станции побеждают в общих для «РусГидро» конкурсах и соревнованиях, проводят акции — жизнь восстановлена и налажена, как и ГЭС.
Но и эти три проекта не перекрывают всех поставленных перед компанией вызовов. «РусГидро» активно строит Нижне-Бурейскую ГЭС и планирует до конца года уложить в плотину более половины от расчетной величины — 300 тысяч м3 бетона. Уже начат монтаж закладных частей гидротурбин. Всего смонтировано уже около 70 тонн закладных частей. Пока все по графику. На Зеленчукской ГЭС-ГАЭС, которую «РусГидро» возводит в Карачаево-Черкесии на базе действующей ГЭС, закончили монтаж водоводов нижнего бьефа. Идет строительство и на суровой Колыме — возводится вторая в Магаданской области Усть-Среднеканская ГЭС.
В Киргизии, где «РусГидро» выполняет российско-киргизское соглашение и строит комплекс из четырех ГЭС — Верхне-Нарынский каскад, — работы начались на Акбулунской и Нарынской ГЭС-1. На прошедшем в начале месяца саммите в Пекине «РусГидро» подписала соглашение с китайской корпорацией «Три ущелья» о совместном строительстве противопаводковых ГЭС в бассейне реки Амур на территории Российской Федерации. А также достигла соглашения с компанией PowerChina о совместном строительстве гидроаккумулирующих станций. Есть соглашения об участии в строительстве ГЭС в Индии и Нигерии — наши проектные институты и гидростроители постепенно возвращаются на мировой рынок.
А кроме непосредственно гидроэнергетической деятельности «РусГидро» занимается организацией акций по уборке берегов рек, помогает заповедникам, восстанавливает популяцию краснокнижной форели, поддерживает детские литературные конкурсы и книгоиздательство, сотрудничает с благотворительными фондами и участвует в формировании грантового фонда РГО. «РусГидро» также патронирует учебные заведения, выращивает новое поколение энергетиков: И со всем этим компания сможет себя поздравить в юбилей.
Скажете — на то они и «РусГидро», чтобы решать проблемы старых и строить новые ГЭС? С одной стороны — да, с другой, увидев результаты работы компании на родном поле, правительство решило применить ее трудолюбие на соседнем участке. В октябре 2011 года компания получила в собственность генерирующие активы на Дальнем Востоке, крупнейшим из которых является «РАО Энергетические системы Востока».
Дело в том, что на Дальнем Востоке крайне низкая плотность населения, а энергосистемы отрезаны от единой российской. Если продавать электроэнергию по рыночной цене, как в прочих регионах, цена ее станет заоблачной и люди не смогут ей пользоваться. Поэтому «РАО ЭС Востока» работает в условиях тотального регулирования со стороны государства. Тариф устанавливают региональные энергетические комиссии. Но у этого щедрого правила есть обратная сторона — генерирующие мощности недополучают средства на модернизацию и расширение. Так что активы ДВ достались «РусГидро» в весьма плачевном состоянии.
Чтобы наладить энергоснабжение в регионе, особенно в его частях, оторванных от единой энергетической системы, «РусГидро» пришлось срочно готовиться к строительству четырех тепловых энергетических станций: Якутской и Сахалинской ГРЭС-2, призванных заместить соответствующие ГРЭС, которые давно выработали свой ресурс; ТЭЦ в городе Советская Гавань — должную заменить Майскую ГРЭС, которая мало того что глубоко устарела, но еще и работает на флотском мазуте; второй очереди Благовещенской ТЭЦ, призванной покрыть образовавшийся в городе дефицит тепла.
Перед «РусГидро» была поставлена сложная задача — до конца 2016 года построить и ввести в строй 543 МВт электрической мощности и 863 Гкал/ч тепловой. На строительство этих четырех станций государство выделило ОАО «РусГидро» в 2012 году 50 млрд рублей из бюджета — но их нельзя было расходовать до получения всех согласований. Поэтому проектную документацию для новостроек в «Рус-Гидро» готовили на собственные средства (тем более что окончательная стоимость четырех станций на 20% превышает размер докапитализации). Параллельно в компании разработали уникальную систему проверок и отчетности, призванную сделать прозрачным каждое вложение бюджетных средств, каждую трату. В результате «РусГидро» признано одной из 10 лучших компаний в рейтинге корпоративной прозрачности.
10 лет — повод подвести итоги. В 2004-м, когда РАО «ЕЭС России» распадалось на территориальные генерирующие компании, их будущее казалось очевидным — дальнейшее разгосударствление. Логика тех лет была проста: государство — неэффективный собственник, не умеет взимать дивиденды, не заинтересовано в прибыли. Но в порядке исключения гидроэнергетика в основном осталась в государственных руках. Несмотря на то что каждый год публикуются планы дальнейшей приватизации в энергетике и других отраслях экономики, доля России в капитале «РусГидро» только растет — сейчас она уже превышает две трети. При этом компания приносит прибыль, платит налоги и значительные дивиденды, строится и модернизируется — и держит удар в случае необходимости. Выходит, государственные руки не так уж плохи, не правда ли?