Сезон в Малом открылся на сцене филиала на Ордынке, но традицию театр блюдет свято: первым спектаклем на исторической сцене каждый год играют «Горе от ума» в постановке Сергея Женовача с Юрием Соломиным в роли Фамусова. Как рассказали в среду журналистам руководители Малого, спектакли здесь будут идти до конца апреля 2014 года, параллельно с работами по реконструкции. Когда совмещать творческий и «производственный» процессы будет уже невозможно, главную нагрузку снова возьмет на себя филиал, а здание на Театральной площади закроется до окончания реконструкции. Все очень надеются, что произойдет это в октябре 2016 года, хотя изначально планировалось завершить ее только в конце 2018-го. Все зависит от Министерства культуры РФ — сочтет ли оно возможным выделить средства, заложенные на 2017-2018-е годы, раньше намеченных сроков.
Генеральный директор Малого театра Тамара Михайлова привела журналистов в самую заглубленную точку работ по укреплению фундамента: «Сделать еще предстоит во-от столько». Фото Сергея Бирюкова
Работы пока ведутся хорошими темпами: длительный простой театру противопоказан, а Малый хочет любой ценой сохранить свой уникальный коллектив. Многим ведь памятно, как сотнями сокращали артистов в соседнем Большом, когда там шла затяжная реконструкция. Однако сохранить надо не только труппу, но и замечательных мастеров — обувщиков и портних, плотников, электриков и даже капельдинеров. Простым труженикам по нынешним временам без стабильного, хоть и достаточно скромного заработка приходится очень туго. Вот и торопит худрук строителей: «Не подведите, пожалуйста! Вас люди ждут!»
«Труд» поговорил с художественным руководителем Малого театра Юрием Соломиным:
— Если бы все зависело от строителей, я бы не волновался, — сказал Юрий Мефодьевич. — Они работают на совесть. А вот что меня приводит буквально в бешенство, это пресловутые тендеры, которые надо устраивать из-за каждой мелочи. Они очень тормозят работу. Есть и другая проблема, решение которой до сих пор не найдено: коммерческие стоянки вокруг театра. Та, что у главного фасада, приносит, наверное, ЦУМу немалый доход — но то, что нашим зрителям некуда приткнуть свой транспорт, никого не волнует. Даже нашим служебным машинам дали только 5 мест из 8 необходимых. Та, что с обратного фасада, мешает фурам с декорациями, а они, пока действует основная сцена, курсируют практически ежедневно, и переговоры с местной полицией хоть кого с ума сведут. Мы не можем отказаться от возможности играть здесь, потому что у филиальной и основной сцен разные размеры: декорации масштабных постановок в филиале просто не помещаются! А спектакль не должен простаивать, иначе он теряет форму, которую потом очень трудно восстановить.
Художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин возмущен тем, что на каждую мелочь приходится объявлять тендер. Фото Сергея Бирюкова
А вот как смотрит на реконструкцию замглавы Мосгорнаследия Леонид Кондрашев:
— Проблема укрепления фундамента театра возникла уже к началу ХХ века. Во время реконструкции 1940-х годов под театром обнаружили остатки опор Петрова моста через реку Неглинку, стоявшего на этом месте в XVI столетии (сама река уже полтора века в коллекторе). Сейчас их вскрыли вторично. У мостов всегда кипела торговля: обнаружено немало мелких монет XVI века. А разнокалиберные пули — это уже век XVII, зримое свидетельство нашей Смуты: здесь наше ополчение сражалось с поляками. Есть находки и совсем трогательные — старинная гримировальная банка или пара оловянных солдатиков — турецкий всадник в полном вооружении и наш пехотинец, который этому турку мог бы противостоять. А прямо под кабинетом Юрия Соломина в подвалах откопали деревянный сруб — дренажный колодец XVIII века. Если эксперты подтвердят, что его можно сохранить, то он, вместе с другими находками, попадет в Музей истории Москвы, откуда, возможно, будет передан на экспозицию вновь в театр.
Археологи рады, зато строителям их «предшественники» из минувших столетий очень осложнили работу.
Вот что сказал по этому поводу генеральный директор ЗАО «Союзинстрой» Вячеслав Шкуров:
— При бурении скважин для джет-свай, которые примут на себя всю тяжесть здания (а их около 3500), мы все время натыкались на остатки сооружений, стоявших тут прежде. Деревянные сваи, на которых возводили первые постройки на топком берегу Неглинки, сделаны из лиственницы: буры в них вязнут, скорость вращения падает, инструмент ломается. Но график работ нам удается соблюдать. Осталось только подвести под сваи плиту, и за фундамент можно быть спокойным.
Без надежного фундамента, конечно, никак, но главное в театре происходит на сцене. Малый уже порадовал своих поклонников тремя премьерами — остроумной французской комедией «Как обмануть государство», блистательной «Филуменой Мартурано» Эдуардо де Филиппо и сценами из современной жизни под названием «Последний идол». На выпуске новая пьеса Эдварда Радзинского «Театр императрицы», готовится «Молодость Людовика XIV» Александра Дюма, а на новогодних праздниках маленьких зрителей ждет встреча со старой доброй шварцевской «Золушкой».