Это очень по-русски

В галерее храма Христа Спасителя открыта выставка художника-модельера Елены Пелевиной

Деревня Жарки в Ивановской области. Тихое, затерянное в лесах и бездорожье русское селение. Храм на холме. Домишки вековой давности. И величественный терем на пригорке — тянется к воде и бездонному небу, любуясь своей чистой, молодой красотой. Хозяйка подворья — художник-модельер Елена Пелевина, за плечами которой 140 персональных выставок в России и за рубежом, успешный бизнес и признание мэтров мировой моды.

Вопреки привычным сюжетам, начиналось все не с деревни Жарки, а, напротив, с крутых московских поворотов, с мировых столиц — Парижа, Токио, Нью-Йорка, Рима.

Еще в 1990-х Вячеслав Зайцев заприметил работы Пелевиной, студентки Московского технологического института, и вызвался быть руководителем ее диплома. Мэтр отечественной моды увидел больше, чем способности. Это был стиль, уходящий корнями в исконную русскую культуру. Идея соединить современность с традициями русского народного костюма не нова. Весь вопрос, насколько это соединение искренне и гармонично. И естественно. Когда-то великая Коко Шанель поняла, что «мода — это то, что выходит из моды». Вот и Лена Пелевина, вернувшись к прошлому, к народным мотивам, начала не работать для подиумов, а искать в одежде те идеи, которые способны материализоваться на улице.

Сначала была серия костюмов «Русь деревянная» — короткие яркие туники из шерстяных платков. Затем — просто шедевр, коллекция «Подворье» из льна и хлопка с вышивкой и аппликациями, которая была тут же выкуплена у мастерицы музеем Метрополитен в Нью-Йорке. Ну а серии костюмов «Ярославна» и «Белая Русь» стали особо популярны в России. А Елена всего-навсего вспомнила хорошо забытое старое лоскутное одеяло. Дам, одетых в ее жакеты-душегреи, сшитые из маленьких кусочков ситца, на всех приемах и вечерах встречали с восхищением. «Лоскутная королева» — в этом титуле нет иронии, а только удивление: как близко лежит ключик от успеха, да не каждому в руки дается.

В ее костюмах стали бывать в свете Алла Пугачева, Жанна Болотова, Елена Камбурова, жены аккредитованных в Москве дипломатов. А вскоре и Лайза Минелли, Мадлен Олбрайт, супруги Альберта Гора и Буша-старшего включили в свои гардеробы наряды яркой русской мастерицы.

Но... «И целого мира мало!» Елене хотелось, чтобы ее костюмы из ивановских ситцев носили не только светские персоны, но и наши красавицы в Твери, Туле, Рязани, в сибирской глубинке. И она начинает серию выставок-показов в тихих провинциальных городках России. Открывает «Дом русской моды» в Москве, школу моделей, художественную студию. Пробует себя в бизнесе, выпускает в жизнь торговую марку «Елена Пелевина». Ищет (и находит!) себя в параллельных жанрах: настенные панно, гобелены, ковры. Работы ее приобретают Музей истории Москвы, Государственный исторический музей и Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства.

Ее творчество, такое самобытное, русское, не требует перевода. Приглашение с выставкой в Нью-Йорк на три месяца — отзывы восторженные. В бельгийском Брюгге, где графиня Валенштайн, бывшая Зубова, становится постоянной клиенткой Пелевиной, Елена открывает свой бутик. Рим, Флоренция, Лос-Анджелес, Токио, Афины: И везде интерес к ее трудам ошеломительный. Но, как видно, потребовалось совершить эту «кругосветку», чтобы по-новому взглянуть на свою, родную землю и устремиться к ней — свежей, русской, наивной. А тут еще сын Платон нашел в интернете объявление: продается домик в деревне, в Ивановской области, в 500 километрах от Москвы. За копейки. Зато есть все то, что ни за какие деньги не купишь: уединение, безмолвие. И та самая красота, откуда родом ивановские ситцы.

Деревня Жарки — начало новой жизни. Растущий на пригорке терем по проекту мужа Володи. Теплая семейная команда помощников: брат Алеша, сын с невесткой Ангелиной: Только жить, работать, творить добро. Обо всем этом, о своих поисках и находках написала Елена книгу. Об этом же и выставка «Русский мир Елены Пелевиной» в храме Христа Спасителя.

А летом она по приглашению поклонника ее искусства, французского кутюрье Пьера Кардена месяц гостила у маэстро в его прованской усадьбе Лакост. В декабре он ждет ее снова. Мастер предложил Елене совместную работу: коллекцию вечерних туалетов и шарфов, расписанных в технике горячий батик. В свои 89 лет разборчивый маэстро ей, единственной в России, сделал предложение: создать фирму «Пелевина — Пьер Карден». Она согласилась.