Но есть, оказывается, на просторах России и совсем другое телевидение. Которое не развращает, а просвещает. Не унижает человека, а возвышает его. Не пугает зрителя выдуманными "страшилками", а говорит о реальных сложностях жизни. Увидеть такое телевидение удалось на международном фестивале телепрограмм и фильмов "Золотой бубен", который прошел в Ханты-Мансийске в седьмой раз. Старожилы утверждают, что поначалу это был скромный, камерный смотр, на котором небольшие сибирские студии показывали свои полукустарного кроя передачи. Нынче же было прислано более 300 работ разных жанров из всех регионов России - от Кызыла до Краснодара, от Анадыря до Москвы. Впрочем, столица была представлена только одним дециметровым каналом - РЕН-ТВ, и это для устроителей фестиваля принципиальный момент: в Ханты-Мансийске сделали ставку на региональное телевидение, которое - уже хотя бы в силу своей географической принадлежности - ближе к земле, к человеку, к его каждодневному бытию.
- Московское телевидение всегда проигрывает, - говорит член жюри фестиваля, известный кинодокументалист, профессор Игорь Беляев, - когда пытается слепо подражать Западу. Точно так же и региональное телевидение неизбежно пасует в тех случаях, когда, становясь на почтительные цыпочки, старается походить на московское ТВ. Особенно заметно это в новостных, информационных программах. Когда провинциальные телевизионщики на полном серьезе стремятся обслуживать амбиции местных карликовых партий и их начальников, получается какая-то пародия на московское политическое вещание. Но во многих остальных случаях региональное ТВ старается говорить на своем языке, своим голосом. И у него это, как правило, вполне хорошо получается.
Члены жюри, среди которых посчастливилось оказаться и автору этих строк, посмотрели порядка 100 программ и фильмов. Конечно, многое из профессионально корявого, неумелого было отсеяно до нас экспертным советом. Кое-что из творчески несостоятельного пришлось тем не менее и на нашу долю. Но, проведя у телемониторов десятки часов экранного времени, мы, клянусь, не увидели на экране ни одного трупа, ни одной мафиозной разборки, ни одной бессмысленно пустой программы, призванной "забить" эфирное время. Одни названия увиденных работ говорят о стиле и методе региональных журналистов, об этике их творческого поиска: "По будням", "Река жизни", "Праздник огурца", "Таежная женщина", "Рожденный в седле", "Дом деда Володи", "Поварихи из Пылаево"... В этих и многих других программах и фильмах убедительно, полнокровно предстала жизнь российской глубинки - с ее соленым потом трудовых будней, редкими праздниками, неотступной заботой о том, как поднять детей, выучить их, вывести в люди. И в этой реальной жизни старинный секрет засолки огурцов, который знают в деревне под Верхней Пышмой, ценится больше, чем подковерные секреты высокой политики. В этой жизни будни села под Екатеринбургом, почему-то названном Америкой, оказываются не менее интересными, чем новости из самих Соединенных Штатов. В этой жизни судьба женщины, прожившей полвека в тайге, вдали от цивилизации, оказывается наполненной работой, любовью, потаенным смыслом. В этой жизни ядреная частушечница из Красноярского края оказывается куда колоритнее, ярче, самобытнее, чем самые наши "раскрученные" центральными каналами поп-звезды...
- Я приезжаю на смотры регионального телевидения, в том числе и в Ханты-Мансийск, - говорит мой коллега по жюри, профессор МГУ Сергей Муратов, - чтобы понять, как люди живут в России. По моему глубокому убеждению, региональное телевидение - это телевидение с человеческим лицом. А на федеральных каналах это лицо давно утрачено, стараниями тележурналистов оно превращено в безликую маску. По разным московским каналам кочуют одни и те же персоны, творческие приемы, сюжетные ходы. В то время как от телевизионного экрана Екатеринбурга, Томска, Сургута, Ханты-Мансийска, других городов веет ощущением подлинной жизни. У меня есть стойкая убежденность, что региональное телевидение находится сегодня в творческой оппозиции к телевидению центральному, переигрывая, обгоняя его по всем статьям. Так что на поверку не провинциальным тележурналистам надо учиться у московских "телезвезд", а ровным счетом наоборот...
Подтверждением этим словам стало единодушное присуждение главного приза фестиваля работе ижевских телевизионщиков под нехитрым на первый взгляд названием "По соседству мы живем". Не знаю, хотели того авторы программы или нет, но они вступили в открытый спор с Первым каналом - и уверенно выиграли его. Причем не по очкам, а "за явным преимуществом". Посыл программы "По соседству..." чем-то напоминает сюжет навязчивой телесаги "Последний герой". Только региональные телевизионщики отправили своих городских героев не на далекие тропические острова (почему вдруг?), а в близлежащую удмуртскую деревню. Не стали заставлять их есть червяков и тухлятину, "сдавать" друзей, выполнять другие вымученные задания, а предложили подоить корову, свалять валенки, поужинать, чем Бог и огород послали... Талантливо придуманная, хорошо снятая, свежо смонтированная, эта программа приобщила игроков и зрителей к культуре своей земли, к тайнам родного языка, к сокровищнице народной души. По своему духовному, эмоциональному наполнению она во сто крат богаче пресловутого "Последнего героя", но об этом знают, к сожалению, только зрители Удмуртии да теперь еще и Ханты-Мансийска. Ведь, несмотря на громкую фестивальную награду, "По соседству мы живем", скорее всего, на Первом канале никогда не покажут...