СПРАВЕДЛИВОСТЬ В ДЕНЕЖНОМ ВЫРАЖЕНИИ

Подъемник "Пионер" не выдержал семерых. Трос лопнул, и платформа рухнула с высоты вместе с находившимися на ней людьми. Несчастье произошло три года назад при возведении ярмарочного комплекса в Омске. Пострадали рабочие фирмы "Архстройкомплект" (ООО "АСК"). Комиссия, расследовавшая дело, выявила целый букет грубейших нарушений, которые и стали причиной трагедии.

Кто-то отделался легкими ушибами да испугом, а маляр Андрей Гладышев получил тяжелейшие увечья. Открытая черепно-мозговая травма, перелом лобной кости, серьезное внутреннее кровоизлияние... Андрей Васильевич долго лежал в больнице, вышел из нее инвалидом 2-й группы с потерей 90% трудоспособности.
Работящий мужик, кормилец семьи, оказался выброшенным из нормальной жизни. И вот он решил подать в суд на фирму. И даже отсудил 63 903 рубля. И что самое удивительное - получил эти деньги. Правда, через много месяцев.
К тому времени, когда Гладышев выиграл дело в суде (июль 2000 года), ответчик словно растворился в тумане. Фирма, зарегистрированная в Омске, была продана некоему новосибирскому предпринимателю. Судебные приставы, получившие на руки исполнительный лист, зафиксировали: денег на счету ООО "АСК" нет. Имущества на ее балансе не числится, сама она по указанному юридическому адресу отсутствует.
А ведь совсем еще недавно фирма отличалась бурной активностью. Брала крупные строительные подряды, на объектах кипела работа, через бухгалтерию бойко двигались финансовые потоки. И вдруг все куда-то подевалось. Один из сотрудников "пропавшей конторы" дал Гладышеву дружеский совет: не мучай себя хождениями по инстанциям - все равно не получишь ни копейки. Но Андрей Васильевич совету не внял.
Не станем упрекать судебных приставов или сотрудников милиции. Они действовали как положено, разыскивая имущество ответчика. Тем не менее главной пружиной исполнительного производства стал сам Андрей Гладышев. Именно он, пострадавший, был вынужден раз за разом запускать безнадежно буксующую машину закона, призванную защищать его интересы. Продолжал упорно стучаться в кабинеты, хотя и видел, что начинает ходить по кругу. И в какой-то момент осознал, что бьется уже не за деньги, а за свое человеческое достоинство. За справедливость. В данном случае 63 903 рубля - это установленный судом ее денежный эквивалент. Задача представлялась почти безумной, если учесть, что Андрей Васильевич представлял, с кем вступил в спор: сгинувшее ООО входило в орбиту влияния строительной империи, созданной бизнесменом Кокориным.
И все-таки простой маляр, не имеющий высшего образования, сумел разобраться в комбинации, проведенной его бывшими работодателями. Именно он выяснил, как вся финансово-хозяйственная деятельность из одной структуры (ООО "АСК") была переведена в другую - ООО ПСО "АСК". По сути, от первой осталась лишь оболочка, которую позже сбросили. Значит, деньги и спрятали в этом самом ПСО, тем более что исполнительным директором фирмы-преемника оказался тот же господин Артемов.
Действительно, судебные приставы установили, что при этом была передана дебиторская задолженность на весьма приличную сумму - более 6 миллионов рублей. Другими словами, клиенты задолжали ООО "АСК", а получает долги уже ООО ПСО "АСК". Список клиентов любопытен - сплошь важные государственные учреждения. И стало понятно, почему господин Кокорин легко утрясает проблемы с местными властями: ведь он их кредитор. Ну а если денег в бюджете нет, приходится рассчитываться по-другому. Например, выделить участок под строительство отеля рядом с музеем имени Достоевского.
Впрочем, эти умозаключения Андрея Васильевича не имели юридического веса. Потому что вся операция с переводом финансово-хозяйственной деятельности случилась до того, как Гладышев выиграл иск в суде. И деньги успели "сбежать"...
Казалось бы, все - можно ставить точку. И тут адвокат Гладышева обратила внимание на маленькую, но существенную деталь. Реквизиты сторон, заключивших соглашение об уступке права на требование долгов, совпадали до буковки - разные только печати. Что подтверждало: речь идет об одной и той же структуре. Хотя и с разными именами...
Не питая особых иллюзий, Гладышев все же написал областному прокурору Сергею Казакову, в очередной раз изложив обстоятельства дела. И получил самый короткий за свою многомесячную переписку с чиновниками ответ: "Сообщаю, что причиненный ущерб в размере 63 903 рубля будет вам возмещен в ближайшее время генеральным директором компании "Агростройкомлект" Кокориным В. М.".
Действительно, Андрея Васильевича вскоре пригласили в офис известного бизнесмена и выдали наличными всю сумму - до рубля. Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, какие доводы привел прокурор в беседе с господином Кокориным, но, судя по результату, они оказались убедительными.
На достигнутом Андрей Гладышев останавливаться не намерен. Он решил потребовать с хозяина "Агростройкомплекта" компенсацию за инфляцию - сумма, назначенная судом, изрядно "усохла" за два с лишним года. За все это время ни один из вполне здравствующих руководителей фирмы не поинтересовался, как живется человеку, ставшему по их вине инвалидом. Сообщаем: тяжело живется. Ходит Гладышев с трудом, периодически снова оказывается в больнице. Случается, на улице его останавливают милиционеры: координация движений нарушена - то ли пьяный (Гладышев ни капли спиртного в рот не берет), то ли наркоман. Недавно, например, остановили, а у него вся рука исколота. Пришлось показывать справки из больницы, доказывая, что это за уколы.