Роль воздержания в жизни каждого из нас настолько значительна, что можно утверждать: именно умение ограничить себя позволяет человеку сохранить в себе образ Божий или по крайней мере не выйти из биологической категории "хомо сапиенс" (человек разумный). Заметим, что безумие, психические заболевания у человека часто проявляются или сопровождаются именно невозможностью сдерживать себя.
Кстати, умение владеть своими пусть даже естественными или врожденными желаниями отнюдь не возвышает человека над животными, а лишь позволяет "подтянуться" до обычной для бессловесных нормы. Им, как бесперспективной и безответной твари, вместо разума дан инстинкт, вместо свободы выбора - одно-единственное, правда, абсолютно верное решение. От Бога, или, как говорят неверующие, от природы. Насытился - заканчивай трапезу, зачала потомство - пора прекратить брачные отношения, принесла приплод - корми и воспитывай.
У человека нет такой жесткой подчиненности биологическому закону пользы и самосохранения. Человек свободен в выборе. Овсяной каши мы, пожалуй, съедим тарелку; если очень голодны - то две. А как быть, если на столе "появились перед нами рюмки и фужеры, бутылки с разноцветными водками, розовая семга, смугло-телесный балык, блюдо с раскрытыми на ледяных осколках раковинами, оранжевый квадрат честера, черная блестящая глыба паюсной икры, белый и потный от холода ушат с шампанским?.." (И. Бунин, "Ида".) За таким обедом, пожалуй, соблазнишься на лишние калории.
Желание вкусной и несвоевременной пищи формируется и возрастает в человеке постепенно, незаметно. И, окрепнув, начинает властвовать над ним, понуждая, быть может, не всегда явно, на неразумные, опасные для здоровья и даже бесчинные дела: на лицемерие, ложь, притеснение слабого. "Глава страстей есть объядение" - прочтем у преподобного Иоанна Лествичника. Желание повкуснее и поболее поесть противоестественно человеку. Вспомним, что дикие животные не имеют такого желания и не страдают от объядения, от ожирения, но только домашние или живущие рядом с человеком твари могут иметь этот недуг или грех чревоугодия, словно заражаясь им от нас. При этом они и мучаются от тех же болезней, происходящих от невоздержания.
Не мил нашему обществу и естественный режим брачных отношений, обеспечивающий возможность рожать и воспитывать здоровое потомство. Невоздержанность в этом смысле становится в последние годы просто чудовищной. Редкий брак сегодня не страдает от излишеств супружеских отношений. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что брак дан человеку "для погашения естественного пламени", но большинство современных супружеских пар более пекутуя не о погашении, а о разжигании чувственного пламени.
Ориентация на наслаждение ставит настроение супругов в сильную зависимость от возможности получить его. Малейшая неувязка в интимных отношениях вызывает сильнейшее раздражение и обиду. Незаметно накопившееся раздражение нередко прорывается в ссорах. Даже недолгое вынужденное воздержание из-за болезни, отлучки или беременности кажется невыносимым. Супруг или супруга в этом случае очень быстро теряет свою привлекательность и незаменимость в глазах отлученной от супружеского ложа половины. Известно, что немало супружеских измен случается именно в такой период. На память приходят сразу несколько супружеских пар, где муж за время беременности жены успел не только впасть в грех прелюбодеяния, но и фактически создать новую семью.
"Воздержанием начинается духовная жизнь" - по слову святителя Василия Великого. Воздержанием начинается и всякая разумная здоровая жизнь.