ПРИВИДЕНИЯ КУРСКОГО "ЗАМКА"

Неделю назад российские и зарубежные СМИ на все лады смаковали скандал, разразившийся в Курске. Напомним вкратце суть происшедшего. В здании областной администрации был избит заместитель недавно ушедшего губернатора А.В. Руцкого, представитель Курской области при правительстве РФ С.И. Максачев. О фабуле происшедшего журналисты рассказывали со слов пострадавшего, ее, в свою очередь, комментировал бывший патрон Максачева Александр Руцкой. Оба утверждали, что некие члены команды вновь избранного губернатора А.Н. Михайлова избили Максачева, дабы запугать его и получить "компрометирующие показания на Руцкого". Причем, как утверждают Максачев и Руцкой, нападавшие начали физическую расправу со слов о намерении "добить вас, жидов". Выходило, что известные заявления Михайлова воплощаются уже чуть ли не в практику локального "погрома..."

Для нормального сознания все это казалось кошмарным бредом. Никому из курян и в дурном сне не могло привидеться, что смена персонажей в губернаторском кресле и во властных кабинетах будет проходить под сурдинку черносотенных речей и мордобоя в "сердцевине" областной власти - красно-белом доме с колоннами, аккурат за широкой спиной каменного Ильича. Все с нетерпением ожидали, что установит следствие, а затем и суд.
Через два дня после ЧП пресс-служба областной прокуратуры распространила первое официальное сообщение: уголовное дело по факту причинения телесных повреждений, предусмотренных ст. 112 ч. 2 п.п. "б, г" УК РФ, гражданину Максачеву возбуждено, подозреваемый в преступлении гражданин Алейников В.О. задержан и помещен в следственный изолятор...
В пятницу, 24 ноября, прокуратура вновь откликнулась на нетерпеливые ожидания общественности. Очередной пресс-релиз оказался намного содержательнее, ответил на некоторые вопросы, хотя, к сожалению, породил и новые.
Итак, старший следователь облпрокуратуры А.Н. Гололобов, как явствует из сообщения, предъявил гражданину Алейникову обвинение в совершении преступлений сразу по трем статьям УК РФ: 318-я ч. 1-я (применение насилия в отношении представителя власти в связи с исполнением им служебных обязанностей), 127-я ч. 2-я п. "а" (незаконное лишение человека свободы... совершенное группой лиц по предварительному сговору), 330-я ч. 2-я (самоуправство... совершенное с применением насилия...)
Словом, рассказ Максачева о злодеяниях Алейникова следствие пока подтверждает. Подтверждает оно и то, что все случилось на второй день после инаугурации Михайлова, в воскресенье, когда Максачев приехал в обладминистрацию, чтобы подать заявление об отставке. "Однако, - говорится далее в пресс-релизе, - в коридоре ему преградили путь двое не установленных следствием лиц, прибывших вместе с Алейниковым, вынудили его зайти в кабинет секретариата, где по указанию Алейникова незаконно удерживали на протяжении двух часов. Не обладая на то никакими полномочиями, требовали сведения о денежных средствах бывшего губернатора области Руцкого А.В., угрожая физической расправой. После этого совместно избили Максачева, причинив ссадины и кровоподтеки, т.е. телесные повреждения, не повлекшие за собой вреда здоровью".
Но тут возникают загадки: например, в сообщении прокуратуры говорится, что Алейников совершал всевозможные противоправные действия в отношении Максачева вместе "с двумя не установленными следствием лицами". Неужели за минувшие пять дней невозможно было установить двух крепких молодцев, которых наверняка видели работницы, находившиеся в комнате секретариата, куда затолкали Максачева, не могли его не видеть и милиционеры, дежурившие у входа, которых никак не миновать, ибо требуется или особое удостоверение, или заявка на пропуск от ответственного работника администрации. Ну просто какие-то привидения в курском "замке". Да и сам Алейников - по какому праву он находился в администрации, если он согласно сообщению облпрокуратуры "ни на какую должность в аппарате губернатора и правительства области назначен не был"?
Некоторую завесу тайны прокуратура все же приоткрывает, сообщив в пресс-релизе следующее: "Являясь вице-президентом коммерческой фирмы "Альтект" в Москве, (Алейников) в октябре-ноябре 2000 года на общественных началах участвовал в предвыборном штабе кандидата в губернаторы Курской области Михайлова А.Н. После инаугурации 18.11.2000 Алейников вместе с другими участниками предвыборного штаба переехал в здание областной администрации..." Закономерен вопрос: с какой это стати общественная организация - избирательный штаб, пусть даже это штаб победившего кандидата - "переезжает" в государственное учреждение? Это могут сделать только те "штабисты", кого новый губернатор назначил в свою администрацию или правительство. Алейников же, как сообщает прокуратура, ни на одну должность назначен не был, но тем не менее оказался свободно разгуливающим в недрах режимного госучреждения.
Интересно и другое. В пресс-релизе сообщается, что "Алейников виновным себя в предъявленном обвинении не признал". Но придется ли нам со временем узнать еще одну версию, быть может, значительно отличающуюся от нынешней? На этот вопрос наталкивают упорно циркулирующие слухи, что, во-первых, Алейников и Максачев когда-то работали вместе в московской фирме "Тарвайст". Так что встреча их в коридоре обладминистрации, возможно, далеко не случайна. Говорят также, что в избирательном штабе Алейников был не совсем рядовым "общественником" и его часто видели вместе с "двумя не установленными следствием лицами" и если бы он не поторопился устроить "разборку" с Максачевым, то возможно мог получить назначение на должность...
Излагать все эти версии и задавать недоуменные вопросы приходится по одной причине: маловероятно, что безобразное происшествие криминального характера в здании областной администрации - событие случайное. Тем более что и личность Максачева все четыре года правления Руцкого вызывала повышенный интерес курян. Он один из самых доверенных людей генерала еще московского периода и, судя по всему, выполнял его самые деликатные поручения...