СКР выявил факты взяточничества среди высокопоставленных чиновников, отвечающих за сертификацию авиационных учебных центров
Очередной скандал в гражданской авиации. Следственный комитет РФ обнародовал факты взяточничества со стороны высокопоставленных чиновников, отвечающих за организацию работы высшей квалификационной комиссии и сертификацию авиационных учебных центров. Но едва ли не самое удивительное, что руководили этими важнейшими для отрасли направлениями люди, весьма далекие от авиационной профессии.
Напомним, что Следственный комитет России еще в июне 2020 года увязал кадровую политику в отрасли с системными проблемами в области безопасности полетов. Правоохранители выявили случаи подлога должностных регламентов в Ространснадзоре и несоответствие специалистов квалификационным требованиям к занимаемым должностям. На высокие посты в надзирающем ведомстве назначались люди без профильного образования. У ряда чиновников имелись дипломы психологов, юристов, биологов, но при этом не было даже стажа работы на предприятиях гражданской авиации.
Сделаны ли были после этого внутри ведомства какие-либо выводы? Меня терзают смутные сомнения: Красноречивый пример, про который «Труд» писал: факт решения конкурсной комиссии Росавиации по замещению должности генерального директора НИИ гражданской авиации. Впервые в истории этот отраслевой научный центр аэронавигационной системы возглавил бывший глава подмосковного Каширского района Андрей Максименко. А ведь ему противостоял не кто-либо, а профессор кафедры технической эксплуатации летательных аппаратов и авиадвигателей МГТУ ГА, доктор технических наук Александр Кулешов. Говорят, что после такого более чем странного выбора члены комиссии, встречаясь в коридорах с коллегами, стыдливо отводили глаза. По существующим федеральным требованиям к назначению руководителя в государственном НИИ нужны опыт профильной работы и степень не ниже кандидата наук. Всем про это прекрасно известно, но, судя по всему, бес попутал. Кандидатскую диссертацию новый генеральный когда-то защищал, только в области социологии:
— Нельзя не согласиться с правоохранителями, что в отрасли системные кадровые проблемы, — говорит вице-президент профсоюза летного состава России, кадровый пилот и эксперт по безопасности полетов Олег Буленков. — На днях арестован Максим Павлюк, занимающий в Росавиации должность начальника отдела высшей квалификационной комиссии, выдачи свидетельств, сертификации авиационных учебных центров и авиационной медицины. Уголовное дело возбуждено в отношении его как организатора преступной группы, занимавшейся поборами с летчиков за замену удостоверений. Судя по всему, ниточка и дальше потянется. Криминальные факты вскрылись в ходе проверки управления летной эксплуатации Росавиации, чей начальник Максим Костылев полгода назад был со скандалом уволен.
Будем надеяться, что правоохранительные органы разберутся со взятками и прочим криминалом. Но даже далеких от авиации граждан волнует вопрос: как вообще на такую ответственную должность в Росавиации был назначен физрук Максим Павлюк? Он окончил государственный университет спорта ГЦОЛИФК по специализации «теория и методика самбо». А бывший его шеф, уже упомянутый Максим Костылев, до назначения на должность главы управления подвизался на ниве административно-хозяйственного обеспечения, то есть, говоря попросту, трудился завхозом. А заместителем у Костылева была дипломированный педагог Алла Сясина. Учителю географии доверили должность начальника управления цифровой трансформации и обеспечения авиационных властей.
Получается, завхоз, физрук и учитель стояли у руля управления летной эксплуатации Росавиации. Каких же результатов можно в таком случае ожидать от отрасли, когда на этих так называемых эффективных менеджерах, увы, неспециалистах, держалась большая часть безопасности полетов?
— Мы уже устали пребывать в ситуации, когда руководящие посты занимают случайные люди, — говорит Буленков. — Я не знаю, что еще должно произойти, чтобы власти обратили внимание на проблемы с безопасностью полетов. Остается надеяться, что принимающие решения на государственном уровне чиновники услышат специалистов и наведут порядок. Не дожидаясь, когда явные и скрытые угрозы, не выявленные на превентивном уровне из-за отсутствия анализа рисков, в очередной раз проявят себя в авиационном происшествии с человеческими жертвами.
Кстати, о чем умолчал теперь уже бывший пилот-инструктор Буленков, так это о том, что он сам не так давно был уволен на волне очередной «оптимизации». Ну не дичь ли? При явном кадровом голоде увольнять специалиста по авиационной безопасности, сокращать людей, обучающих новое летающее поколение.