Проездной за мусор: Минтранс готовит бонусы за сдачу тары
Похожая система начала действовать в российском ритейле, но пока не получила распространения
В метрополитенах России могут появиться пункты приёма ненужной тары от населения. Идею прорабатывает министерство транспорта РФ. Эксперимент начнут со станций Московского метрополитена и Московского центрального кольца: в специальные боксы (фандоматы) жители города смогут выбросить пластиковую или алюминиевую упаковку, а за это получить бонус на проезд.
По замыслу чиновников, первые аппараты по приёму тары должны появиться в 2020 году, сообщает Telegram-канал «Зелёный Змий». Перечислять деньги от мусора на транспортные карты «Тройка» будет ООО «Зелёная собака».
По словам гендиректора ООО Андрея Иванова, Минтранс заинтересован в проекте. Но в обсуждениях участвуют и другие игроки: министерства природопользования и промышленности, Российский экологический оператор (РЭО), Роспотребнадзор, ФНС, Росприроднадзор и ОАО «РЖД». Размер бонусов за сдачу тары ещё предстоит назначить, говорит Иванов. «Мы, как производитель, готовы со своей стороны подготовить необходимое программное обеспечение и оборудование под задачи метрополитена и сделать все, чтобы проект заработал», — приводит РБК слова предпринимателя. Он рассказал о аналогичной практике в Италии: в Риме с этого года можно сдать пластиковые бутылки и получить проездные билеты на метро. Одна бутылка эквивалентна пяти евроцентам, а поездка обойдётся в 30 сданных упаковок – 1,5 евро. Подобный принцип распространён и в других странах Евросоюза. Например, в Германии, Литве или Финляндии используется залог. В цену сладкой газировки в жесттяных банках «зашита» некоторая сумма. Если бросить такую банку в фандомат, аппарат выдаст чек: в следующий раз он покроет часть оплаты за банку газировки.
Как сообщил замгендиректора РЭО Вячеслав Духин, идея собирать тару через фандоматы на транспорте не предполагает нагрузки на бюджет. Но многие детали пока не ясны. В частности, открыт вопрос о том, выгодно ли закупать фандоматы в Китае или лучше производить их в нашей стране. Проблема проекта в долгой окупаемости при существенных стартовых затратах, беспокоятся в РЭО. Но здесь можно прибегнуть к помощи рекламщиков. Одна тонна собранной упаковки из пластика стоит около 25 тысяч рублей, а из алюминия – 53 тысячи, отмечают в РЭО. Поддержали проект и в Минприроды: там выступают за поэтапное сокращение использования одноразовых вещей из пластика.
«Идея вполне приживётся в России. Бонусные схемы работают в любой стране: принесите тару на переработку и получите скидку на товар или услугу», - сказал порталу TRUD.RU глава комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов. Отходы должны превращаться в сырьё, а не отправляться на полигон и пополнять собой уже имеющиеся объёмы мусора, считает народный избранник. По словам Бурматова, многие ответственные россияне копят рассортированный мусор дома, например, на лоджиях. «Рядом нет пунктов сбора, приходится вывозить куда-то далеко. А скоро вы сможете принести пластик и металл в фандоматы метрополитена: инфраструктура приближается к дому. Вам ещё и заплатят», - говорит Бурматов. Глобальных проблем с внедрением инициативы не будет: в России больше не нужны лицензии для раздельного сбора мусора, напомнил депутат.
И всё же не без подводных камней: по закону все отходы населения считаются как ТКО (твёрдые коммунальные отходы). Их можно собирать лишь в особых местах, предупреждает координатор ассоциации в сфере экологии и защиты окружающей среды «РазДельный сбор» Анна Гаркуша. С формальной точки зрения фандомату нужны бетонное дно и ограждение, а расположить его можно не ближе 20 м от стен, говорит Гаркуша. Важно согласовать размещение аппарата и с учётом непростых требований противопожарных правил и метрополитена.
Фандоматы на транспорте не справятся с проблемами отходов, зато дадут серьёзный образовательный эффект, считает эксперт «Гринписа России» Алексей Киселев. Россияне быстрее осознают, что бутылка из пластика или алюминия – не просто мусор, а за них можно и получить бонусы.
Ранее гендиректор «РТ-Инвест» Андрей Шипелов выступил за повсеместное распространение фандоматов: не только на транспорте, но и на территории магазинов, вузов, стадионов и проч. Это позволит повысить долю переработки до 90%. При этом локализовать производство аппаратов надо в России – для снижения их себестоимости и создания качественно нового облика фандоматов с учётом существующего режима обращения с ТКО.
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко уже предлагала зоформить возможность возвращения невостребованной тары за плату. В РФ каждый год образуется до 70 млн тонн твёрдых бытовых отходов, только 10% из них идут в повторный оборот, напоминала сенатор.
В 2015 году депутат Андрей Свинцов призывал обязать производителей выкупать у населения тару из стекла и пластика, а также ввести залоговую стоимость за неё. Идею раскритиковал представитель бизнеса - управляющий партнёр крупной девелоперской компании Дмитрий Потапенко. «Почему это должно привести к снижению цен? Сбор будет заложен в стоимость бутылки, которая подорожает от 5 до 10 рублей. Логистика и переработка бутылок крайне дорогая, поэтому их и не собирают. Даже если поправки и примут, то очередей на сдачу бутылок, конечно, не будет. Сейчас этим только бомжи занимаются и будут заниматься. Другие люди это не делают, потому что им невыгодно», - цитирует НСН Потапенко.
Отметим, российский ритейл уже работает со сбором упаковки. Фандоматы установлены в некоторых столичных магазинах «Магнит», «Пятёрочка», «ВкусВилл». За сданную упаковку можно рассчитывать на скидки при покупке товаров. К сожалению, нововведение касается далеко не всех магазинов сетей. Нужно постараться, чтобы даже в Москве отыскать подходящие пункты сбора в торговых точках.