«Труд» отвечает на несколько вопросов, которые в процессе реконструкции вызывали наиболее ожесточенные споры. Чтобы ответить на них, мы обратились в первую очередь к архитектору, чей проект положен в основу реконструкции, — Никите Шангину.
«Совершенно необходима, — считает Никита Генович. — Дело не только в колоссальном износе здания за столетия его эксплуатации. Большой театр к рубежу
Но жесткие декорации несравнимо тяжелее и дольше монтируются. Отсюда следствие: необходимы большие пространственные резервы для хранения и монтажа декорационных сценических конструкций. Современная практика показывает, что соотношение зрительской и сценической зоны в оперном театре должно быть 1:4. В Большом до реконструкции эта пропорция выглядела как 1:1».
Иными словами, требовалось увеличить объем технической части вчетверо, создав несколько резервных площадок, прилегающих к основной сцене и равных ей по размерам. Как правило, во вновь создаваемых оперных театрах их три: правый и левый боковые карманы и арьер — пространство позади сцены. Это позволяет иметь заранее заряженные сценографические конструкции и быстро перемещать их на игровое поле прямо в ходе спектакля.
Не всюду три резервные площадки возможны, но даже в театрах системы стаджионе, где спектакли меняются лишь раз в несколько месяцев, стараются соорудить хотя бы один полноразмерный карман — например, в восстановленном после пожара венецианском театре «Фениче». Что уж говорить о театрах репертуарных, где каждый день — новый спектакль. В парижской Опера де Бастиль таких сцен девять! В московском Большом сооружать столько вряд ли нужно, а главное — невозможно. Здание со всех сторон ограничено улицами и площадью, занимая островное положение. Кроме того, изменять его видимые габариты нельзя, поскольку оно является памятником федерального значения. Единственно возможным решением в пределах существующих стен было сооружение арьера сцены. Это и сделано после того, как проектировщики нашли решение проблемы так называемой колоннады Бове, но о ней позже.
Одной резервной площадки Большому было недостаточно. Оставалось развивать объем в глубину, под землю, чтобы выйти на соотношения зрительского и сценического объемов если не 1:4, то хотя бы 1:3. Никита Шангин объяснил, откуда взялась величина заглубления — 17,5 метра от поверхности грунта.
«Под Копьевским переулком, куда выходит задний фасад Большого, расположился склад декораций высотой до 12 метров, — говорит Никита Генович. — Это значит, что помещение должно быть высотой не менее 12,5 метра. Мостовая переулка фактически является эксплуатируемой кровлей, по которой подъезжают трейлеры с контейнерами, доставляющие реквизит и декорации. Длина контейнеров — 12 метров. Чтобы выдержать эту нагрузку, толщина перекрытия не может быть меньше 2 метров. И добавьте 3 метра — высоту вентиляционных камер под складом. А физические законы подземной урбанистики требуют, чтобы заглубление было единым по всей площади объекта, потому что
Театр получил трюмное пространство под сценой, глубина которого 21 метр. И это дало возможность создать нижнюю сценическую площадку под основной, а также карман для хранения балетного пола, карман для накладного поворотного круга и три уровня для хранения реквизита и костюмов. Наличие
Радикальных изменений потребовала оркестровая яма.
Ну и необходимо было возвратить театру его акустику, в конце XIX века одну из лучших в мире, но испорченную позднейшими переделками. Так, в
По версии Шангина, срок в три года был поставлен президентом Владимиром Путиным. В ходе визита в Большой весной
Кроме того, даже самые детальные проработки на стадии проектирования не могли дать представление о реальной степени износа здания. Только уже начавшаяся реконструкция выявила 15 сквозных — проходящих от фундамента до крыши — трещин в стенах, делавших сооружение подобным карточному домику. При работающем театре обнаружить их было нельзя, поскольку для этого необходимо было производить глубинные вскрытия несущих стен. Их произвели, когда труппа освободила театр и туда вошли строители. Укрепление исторической кладки потребовало дополнительного времени, так что сами строительные работы начались только в 2007 году.
Свою версию возникновения первоначального трехлетнего срока реконструкции «Труду» высказал «Труду» и известный строитель Яков Саркисов, в 2008–2009 годах возглавлявший дирекцию по реконструкции и реставрации Министерства культуры РФ. По его словам, строителей очень торопил
«На самом деле экономисты, обсчитывавшие нашу разработку, составленную в 2003 году по проектному заданию Министерства культуры, вывели цифру 33 млрд. рублей, — говорит Шангин. — Главгосэкспертиза по строительству срезала этот показатель до 30 млрд. Они закрыли глаза на уникальность здания, его затесненность в городской среде и другие важные обстоятельства, которые значительно удорожают работы. А на встрече с Путиным Швыдкой, ни с кем не советуясь, неожиданно назвал 25 млрд. Но и эта сумма вызвала гнев министра экономики Германа Грефа, которому тоже никто не объяснил реальных проблем Большого. Поэтому он и предложил ограничиться 10 млрд., которых на капремонт вполне бы хватило. Но так или иначе, а работы начались, и уже дальше сумму затрат приходилось неоднократно корректировать».
Здесь снова приведем для сравнения некоторые цифры. Например, по данным Шангина, которые он получил от администрации Большого театра, реконструкция
Впервые в истории под крупным зданием без его разборки закрытым способом сооружен почти равный ему объем. Это стало возможным благодаря применению самых передовых технологий подземной урбанистики, в частности метода задавливания свай. Это наиболее щадящая и экологичная методика, при которой для погружения сваи в грунт используют домкраты. Процесс идет постепенно и крайне аккуратно. Метод был впервые применен при строительстве
Нигде в мире больше нет подземного зала такой сложности, как новый
Более 900 реставраторов восстанавливали уникальное художественное убранство Большого театра. На золочение рельефных украшений главного зрительного зала ушло около 4 килограммов сусального золота. Технология так называемого полиментного золочения сохранилась только в России и на Украине. Из Армении привозили особо пластичную глину, смешивали ее с тухлым яичным белком и китовым спермацетом, варили, накладывали на основу, смачивали водкой и наклеивали листки сусального золота, которые ровняли полированным агатовым камнем.
Около тысячи квадратных метров декоративных тканей для отделки помещений ткали в единственной в мире мастерской, где сохранились жаккардовые станки начала XIX века, она расположена в московском Новоспасском монастыре. За день вся мастерская могла изготовить не больше погонного метра ткани.
Никита Шангин не скрывает, что в 2008 году ему пришлось уйти из проекта. Не потому, что туда пригласили
Но в отношениях архитектора со строителями, особенно в пору передачи проекта под личный контроль Юрия Лужкова, возникли острые конфликтные моменты. Один из них связан с той самой колоннадой Бове, вокруг которой на подготовительных и начальных этапах реконструкции ломалось столько копий. Эта колоннада — часть оформления северного фасада Большого театра легендарным архитектором Осипом Бове в 1824 году, после перестройки театра во второй половине XIX века оказавшаяся внутри здания. До нынешней реконструкции ее особо не трогали, но вопрос сооружения арьера сцены уперся в нее не только в переносном, но и в прямом смысле слова.
Однако в 2007 году Комеч умер. А строители, чтобы упростить проект, решили не таскать древние камни в новое подземелье. Юрий Лужков одно время хотел вынести их на новый северный фасад, но там они бы оказались над воротами
По той же причине — упрощение проекта и ускорение работ — строители подземного зала отказались от первоначальной идеи решить его в виде вставной звукоизолированной капсулы в объем подземной части театра. Эта капсула должна была опираться на амортизаторы и не иметь жесткого контакта с бетонными конструкциями. Но капсулы нет, зал решен просто в бетоне, в результате чего акустические замеры показали недопустимый уровень вибрации от проходящей рядом линии метро. Теперь придется идти на дополнительные траты и неудобства: пять станций Замоскворецкой линии закроют на четыре выходных дня,
И все же открытие перестроенного Большого театра — прежде всего праздник. Не только для актеров и их поклонников, ведь Большой — один из самых знаменитых символов России. Сегодня для высшего руководства страны и ее культурной элиты на обновленной исторической сцене состоится концерт, в которому наряду со звездами Большого выступят Пласидо Доминго, Дмитрий Хворостовский, Анджела Георгиу, Натали Дессей, Виолетта Урмана и другие мировые знаменитости. Простым смертным попасть на сегодняшний вечер будет крайне затруднительно, но трансляция церемонии пройдет в прямом эфире ведущих российских и зарубежных телеканалов, а также будет транслироваться в 600 кинотеатрах — к сожалению, только зарубежных, отечественным прокатчикам это зрелище показалось недостаточно интересным. Ну, а тем соотечественникам, которые все же захотят увидеть трансляцию на большом экране, предлагается сделать это на Театральной площади, где такой экран смонтирован у памятника Карлу Марксу.
Одно из приятных следствий реконструкции Большого — та дружба, которая возникла между группой компаний «Сумма» Зиявудина Магомедова, взявшей под контроль строительство начиная с лета 2009 года и постаравшейся сделать так, чтобы хотя бы с трехлетним опозданием по сравнению с первоначально объявленным сроком театр открылся. «Сумма» не захотела расставаться с театром и решила поддержать, по крайней мере первые полгода после открытия, и творческие проекты Большого. Среди таковых первая премьера в обновленном театре — опера Глинки «Руслан и Людмила» (дирижер Владимир Юровский, режиссер и сценограф Дмитрий Черняков, 2 ноября), первая балетная премьера — восстановленная Юрием Григоровичем «Спящая красавица» (18 ноября), гастроли миланского театра «Ла Скала» — «Реквием» Верди в исполнении оперной труппы (12 ноября) и балеты «Эксельсиор» и «Сон в летнюю ночь» (15 и 20 декабря).