ЕКАТЕРИНА УМЕЛА, МЫ НЕ СМОГЛИ

Хлопец из Запорожья, решивший стать контрактником Российской армии, никогда больше не увидит своей хаты. Ему не обнять маму и не погулять на свадьбе сестры. Если он хоть на день заглянет домой, его арестуют как уголовника. Гражданам Украины запрещено проходить службу в армиях других стран. За это полагается большой тюремный срок.

Хотя до сих пор об этом никто даже не задумывался. Украинцы свободно служили наемниками по всему миру, а потом возвращались и спокойно пили пиво на берегу Днепра. Даже сегодня в областном военкомате Днепропетровска записывают желающих в украинский миротворческий контингент в Ираке. Наемная служба за кордоном под командованием старших офицеров НАТО законом не преследуется. Рядовой получает от 700 баксов в месяц. Желающих до 8 человек на место. Однако о возможности российской службы даже заикаться запрещено. Военкоматам и милиции дан приказ тщательно отслеживать и карать каждого, кто наденет российские погоны.
Истерия с пресловутым "запретом на службу в армиях иностранных государств" началась после того, как Россия объявила о готовности принимать контрактниками граждан СНГ. Официальный Киев сразу решил, что речь о выходцах с Украины. Известно же, что нет лучше замкомвзвода, чем сержант-украинец. Эти спокойные и дисциплинированные ребята всегда были завзятыми службистами. Украинские военные, как правило, без лишних эмоций, а природный юмор скрывает жесткость. Этому есть объяснение. Гены головорезов Запорожской Сечи живы. Несколько веков постоянного кругового противостояния с татарами и турками, поляками и москалями сформировали особую ментальность. Не зря от Кубани до Терека надолго встали рыцари-запорожцы.
Екатерина Великая лучше других поняла расклад. Разогнав казацкую гульбу на порогах Днепра, она тут же сформировала из сечевиков Черноморское войско. Получив императорское благословение, оружие и много золота, украинцы-степняки высадились на Тамани. Сейчас трудно представить грандиозные масштабы той миграционной операции. По кубанскому пограничью были возрождены все 38 куреней Войска Запорожского. Имперский Петербург вернул им войсковые знамена, булавы, клейноды и старинные сечевые иконы. На Северный Кавказ добровольно и с почетом переселились около 130 тысяч бойцов.
На рубеже ХХ века екатерининский опыт повторили премьер Столыпин и граф Витте. Оба вельможи ненавидели друг друга, но технологию переселения украинцев на земли Дальнего Востока избрали общую. Материальная заинтересованность, гарантированное финансирование по месту нового жительства и беспрецедентные налоговые льготы. Полное юридическое и транспортное обеспечение переселенцев, вплоть до формирования нескольких специальных пароходных компаний. Из Одессы до Владивостока бесплатно плыли десятки тысяч украинских семей, надо было только пожелать. В результате по сей день каждый второй житель Приморья имеет характерную фамилию с окончанием на "ко". Или России нужны хлынувшие сюда "инь" и "янь"?
Проблему привлечения украинских кадров в современную Российскую армию нельзя решать со снобизмом Садового кольца. Неужели всерьез полагали, что стоит щелкнуть пальцами, и "хохлы" толпой побегут на контрактную службу, как гастарбайтеры на строительство подмосковных дач? Почему-то совершенно не учтены политические нюансы и особенности национального характера. Пообещали российское гражданство и казарму на годы. А контрактнику родом из Запорожья надо дать возможность вернуться домой. Хотя бы для того, чтобы пройтись по родной улице казаком-героем, при деньгах, погонах и славе.
И все же России по силам снова переместить к себе коренное Запорожье. С теми же знаменами, сечевой булавой и гордостью бойцов, не желающих становиться холопами. Земли и денег хватит, был бы екатерининский масштаб у страны, которая считала себя великой. Чтобы вместе с сержантом ехали батько и мама, и не мучила на новом месте безвозвратная тоска. Иначе поставленные сегодня в строй в России девять украинцев-контрактников останутся логичным позором российского Генштаба.