ПРОДАЮТСЯ ВЕКСЕЛЯ. ДЕШЕВО

Правительство объявило, что в 2006 году будет продано 1200 казенных предприятий, а до 2008 года приватизация в российской экономике будет завершена. На самом деле план приватизации выполняется со скрипом, главным образом за счет продажи лакомых кусков госсобственности из списка сырьевых предприятий. Сегодня в федеральной собственности остается еще 44 500 объектов. Многие из них не нашли своих покупателей только потому, что их администрация изо всех сил торпедирует этот процесс и держит ситуацию под своим контролем, фактически выступая хозяином госимущества. При этом казенное добро разбазаривается с такой быстротой и ловкостью, что на иных предприятиях скоро и продавать будет нечего.

Яркий пример такого отнюдь не оригинального способа хозяйствования в последние годы наблюдается в ОАО "Мосэнергоремонт". Старейшее в стране специализированное предприятие по ремонту и модернизации оборудования для электростанций и энергосетей имеет не только богатую трудовую историю, но славные трудовые традиции. Даже по московским меркам предприятие сегодня достаточно солидное: здесь работает порядка 1500 человек. После акционирования большая часть собственности предприятия - 49 процентов акций - осталась за государством. Так что термин "имущественный неликвид" к "Мосэнергоремонту" никак не применим. Даже при том, что дела здесь сейчас идут ни шатко ни валко: дебиторская задолженность составляет более 250 млн. рублей, а краткосрочные обязательства - 338 млн. рублей. По случаю юбилея акционерного общества генеральный директор Александр Козлов, обращаясь к трудовому коллективу, заявил на сайте компании, что российская энергетика "постоянно находится под угрозой разделения, раздергивания на как можно более мелкие части, разграбления..."
Такие слова могут растрогать кого угодно, особенно тех, кто отдал родному предприятию почти всю свою жизнь и начинал здесь свою трудовую биографию. Однако на самом деле все здесь давно изменилось. А порядки, заведенные первым директором Семеном Аникиным, 38 лет возглавлявшим предприятие, давно уже сданы в архив. С тех советских времен здесь остались только документация и бланки финансовой и материальной отчетности. Они настолько устарели, что не могут быть приняты контролирующими органами в качестве обоснования произведенных расходов. Судя по всему, руководство не торопится менять "бородатые" формы первичных документов вовсе не из лени. Просто так удобнее списывать и продавать имущество, большей частью принадлежащее государству и работникам предприятия.
В течение прошлого года "Мосэнергоремонт" продал ООО "Электа-Техмаш" банковские векселя номиналом 82 млн. рублей. На первый взгляд ничего необычного, нормальная финансовая операция. Если бы не одно "но": векселя проданы за 66,1 млн. рублей, что составляет 80,6 процента от их номинала. В течение 2004 - 2005 годов таким же образом администрация "пристроила" векселя ОАО номиналом 139,7 млн. рублей обществу с ограниченной ответственностью "ИнтелСтрой" за 112,4 млн. рублей. Дальше - больше. Совсем недавно, в августе этого года, "Мосэнергоремонт" продал некоммерческому партнерству с громким названием "Лига антикризисного управления в промышленности, экономике и кредитно-финансовой сфере" векселя на сумму 1,7 млн. рублей всего за 850 тысяч рублей, то есть за полцены.
Несведущим работникам славного предприятия, наверное, любопытно будет узнать, отчего их начальники так радушны за их счет и что это за партнеры у них объявились, которых приходится так щедро одаривать? Оказывается, оба ООО - акционеры и самые что ни на есть настоящие партнеры энергоремонтников. С той лишь особенностью, что доля их собственности в структуре капитала компании весьма скромна. "Электа-Техмаш" является собственником 3,1 процента акций общества, а "Интел-Строй" имеет на руках и вовсе сущий мизер - 0,79 процента акций. Характерно, что решение о практически подаренных миллионах принималось в обход совета директоров, который по закону должен еще санкционировать движение столь значительных финансовых средств. Между тем деньги были выведены келейно, в обход основных собственников государства и трудового коллектива, который является держателем 17-процентного пакета акций предприятия.
Подобные схемы прокрутки денег давно уже вышли из разряда новомодных ноу-хау. Ведь совершенно понятно, что в таких случаях фирмы - держатели мизерных пакетов акций, появляющихся в реестре акционеров компании, для того и создаются, чтобы выводить капитал. Надо полагать, что у государства и ревизоров из УБЭП пока просто не дошли руки до "Мосэнергоремонта".
Здесь самое время процитировать заключительную часть юбилейной речи директора компании, в котором дословно говорится: "Несмотря на то, что предприятие было подвергнуто насильственному акционированию, оно сохранило основные фонды, поддерживает бесценные кадры специалистов и утверждает социальный оптимизм". Вряд ли указанные выше методы "сохранения основных фондов и денег" предприятия рядовые работники "Мосэнергоремонта" воспримут с таким же оптимизмом, как генеральный директор. Не случайно он в последнее время так упорно убеждает энергоремонтников не продавать свои акции, которые стоят очень приличных денег. Минимальная цена одной акции миноритария на рынке составляет почти 500 рублей при номинальной стоимости 50 копеек. У кого уж совершенно точно не вызовет никакой радости финансовая ситуация на предприятии, так это у государства, которое теперь, скорее всего, выставит на продажу свою часть активов. А в итоге проиграют те самые "бесценные кадры", своим многолетним трудом заработавшие право не только на оптимизм, но и на собственность родного предприятия.