В Керченском проливе ветер ломит стеной и едва не валит с ног. Ко всему привычные чайки - и те против ветра машут крыльями на одном месте, или, развернувшись, осенними листьями мгновенно уносятся к темнеющему на горизонте крымскому берегу. Наш по самую крышу заляпанный грязью микроавтобус с журналистами даже не едет, а почти плывет по чавкающей жиже за таким же грязным "КамАЗом" с камнями. Пару километров по дамбе, строящейся от таманского берега к крохотному островку Коса Тузла, ставшему яблоком нешуточного российско-украинского политического раздора, мы все же одолели на колесах. И встали. Дальше водитель ехать категорически отказался, опасаясь, что и ему назад придется возвращаться без машины.
- А зачем вам дальше-то? - с сочувствием поглядывая на мои больше приспособленные для столичных тротуаров туфли, спросил он напоследок. - Все и отсюда видно. Вон остров. Вон украинская землечерпалка, которая только в пятницу перестала углублять дно, чтобы хоть так помешать нашей стройке. А вон понтоны с их пограничниками.
Все это я, конечно, видел. Но лететь на Кубань, чтобы побывать в эпицентре сотрясающих все последние дни Москву и Киев политстрастей и не дойти до самого края? Нет, туфлям конец. И не только моим. С телевизионными камерами, блокнотами и микрофонами мы один за другим ухнули в пахнущее соляркой жидкое коричневое болото стройки...
Повезло только двоим нашим спутникам - их к оконечности дамбы подвез огромный каток, утрамбовывавший то, что везут и везут с Тамани "КамАЗы", укрепляющие и поднимающие полотно дамбы. "КамАЗам", кстати, запрещено, оказывается, в эти дни подъезжать к краю дамбы ближе 150 метров, чтобы "не раздражать украинскую сторону", бдительно наблюдающую за происходящим в полевые бинокли. А мы к этому самому краю пришли, едва выдирая ноги из налипающей глины, и вид имели совсем не бравый. Метрах в ста от нас высились поставленные на пути дамбы два поставленных на якоря огромных понтона под украинским флагом. Пограничники с них никуда не делись. Они, забросив за спину автоматы, глазели на нас. Но видел бы это тот, кто на националистических митингах в Киеве и во Львове нагнетает политические страсти вокруг Тузлы... Вначале один, а потом другой озябший украинский солдат с понтона приветственно замахали нам руками.
- Мужики, бросайте автоматы, плывите к нам. Найдем и горилки, и сала, - обрадованно заорал кто-то над моим ухом.
На этом фоне вовсе не грозно выглядели пояснения подошедших кубанских казаков, выставивших на дамбе свой пограничный пикет, что вон там, на острове, соседи закопали в землю бронетранспортеры... Вон их пограничные катера... Вон под маскировочной сетью военная машина с радиостанцией... Выходило, что если Виктор Янукович и пообещал Касьянову убрать с острова всю эту рать, то поторопился или позабыл о своих словах, едва воротившись в Киев.
Подъехал джип с главой Комитета Госдумы РФ по международным делам Дмитрием Рогозиным и его заместителем депутатом Сергеем Шишкаревым. Следом - автобусы с молодыми ребятами в красных и желтых одеждах с надписью "Родина" на груди. Оказалось, это члены возглавляемого Рогозиным народно-патриотического союза с таким названием прибыли помогать стройке. И прямо на дамбе началось выездное заседание думского комитета по проблеме Керченского пролива. Выглядело все по-походному, потому не слишком официально.
- Приостановка стройки временная, - перекрикивал ветер Рогозин. - Мы ее должны, безусловно, довести до конца. То есть соединить с островом. Фактически это не строительство дамбы. Это восстановление косы, созданной самой природой. И напрасно на той стороне Керченского пролива нагнетают политические страсти и начали "игру в пограничную "Зарницу". Азовское море должно быть внутренними водами России и Украины. Проход через Керченский пролив должен быть абсолютно свободным, никто не должен его контролировать в одностороннем порядке. Других вариантов просто нет. Все остальное - самозахват, узурпация и грубое нарушение норм международного права. Я считаю, что нужны еще и официальные извинения со стороны Киева за всю ту истерию, что там инициирована.
Кто дал право Киеву проводить в этих местах границу? Нет ни одного законного межгосударственного документа, который позволял бы это. Наш комитет в течение трех с половиной лет изучал эту ситуацию. Нет никакого права у соседей ставить здесь какие-то буйки, понтоны и погранзаставы. Это наши общие внутренние воды, а вовсе не украинские. Это касается надводной части косы - той, где сейчас развевается украинский флаг. Единственное решение по ней было принято в начале 70-х годов. Тогда два заместителя председателя исполкомов - Краснодарского края и Крымской области - договорились, что в период выборов из расположенного на островке поселка избирательные бюллетени на лодках ближе возить в Керчь, а не в Темрюк. Никаких других решений не принималось. А украинцы подумали, что Косу Тузла мы им отдали. Ошиблись.
Мы, продолжал Рогозин, за то, чтобы эта коса стала дорогой дружбы. Нам надо не стройку останавливать, а, наоборот, договариваться, как строить здесь мост между украинским и российским берегами.
Закончить это заседание организаторы хотели символично и красиво. Ребята из "Родины" подбросили в сторону украинского берега заранее припасенных белых голубей. Только ветер тут же разметал по небу белоснежную стаю и умчал ее вдаль. Тяжелые серые тучи продолжали сгущаться над Тузлой... И за белыми голубями с той стороны наблюдали в полевые бинокли.