ЕСЛИ ЛЮК ПРИОТКРЫЛСЯ ВДРУГ...

Даже пробки так не нервируют, как неожиданные ямы, открытые люки, "стиральные доски" на асфальте. После них сразу в голову лезут нехорошие мысли: что еще отлетело или сломалось в машине?! Зимой опасность попасть в яму резко возрастает...

НЕ ВИНИ СЕБЯ, ВИНИ ДОРОЖНИКА
Уму непостижимо: почему многие российские автомобилисты становятся беззащитными овечками, когда попадают в аварии не по своей вине, а из-за халатности и разгильдяйства дорожных ремонтников или коммунальщиков? Куда только девается их крутизна, так заметная в вождении по улицам столицы?! Не далее, как три дня назад, я был свидетелем такой картинки. Парень на "жигуленке" со всего маху влетел в открытый люк правым передним колесом. Как шею не сломал - удивляюсь, но машину покорежил основательно. Сам езжу по этой трассе и знаю этот люк: вокруг него - глубокая яма по окружности. Но тут дорожники, видимо, решили заделать ее, расковыряли и почему-то откинули крышку люка на тротуар. Никаких ограждений, предупредительных знаков, красных тряпочек. Заметить в моросящих сумерках дыру в асфальте практически невозможно. Я остановился, подошел. Посоветовал парню вызвать сотрудников ГАИ, чтобы зафиксировали аварию.
Приехали на редкость быстро. И с места - в карьер: куда, дескать, смотрел. Парень попытался что-то возразить, но его оборвали. Потом смотрю, офицер пишет в графе о причинах ДТП, то бишь "наезда на препятствие": "Водитель не справился с рулевым управлением". Толкнул парня в бок: попроси, дескать, чтобы указали другую причину, настоящую. Тот махнул рукой - пусть пишут, что хотят. Честно говорю, даже слова пострадавший водитель не сказал, подписал и проглотил то, что подсунули гаишники. Почему?
Вывод у меня один и не очень утешительный: к великому сожалению, нас приучили к мысли, что пострадавший больше всего виноват: не доглядел, не учел и так далее. Работники же ГАИ понимают: если в протоколе не свалить вину на водителя, то ее придется в какой-то степени брать на себя. Ответственность за безопасность дорог гаишники, по идее, должны делить с коммунальными и дорожными службами. Или как минимум помогать пострадавшему найти дорожников, которые, собственно, и подстроили аварию, если уж называть вещи своими именами. А это - лишние хлопоты. Заставить раскачаться гаишников трудно, поэтому нужно действовать самому. Порядок этих действий таков.
Первое. Если ваш автомобиль неожиданно влетел в яму, которой ну никак не должно было быть на пути, включайте мигалки и выходите из машины. Обнаружив повреждения, звоните в ГАИ и просите, чтобы сотрудники выехали на ДТП. Говорите, будто машина изуродована полностью, если даже это не так, иначе могут не приехать. Автомобиль до появления гаишников ни в коем случае не трогайте с места.
Второе. Пока едут гаишники, не теряйте времени даром. Найдите свидетелей, договоритесь, что они подтвердят увиденное. Главное, чтобы они обязательно отметили факт: яма, колдобина, открытый канализационный люк, выемка в асфальте не были огорожены и освещены, короче, никак не обозначены предупредительными знаками. Запишите телефоны, адреса свидетелей. Если они могут быстро описать на бумаге вашу беду, попросите. Или составьте план аварии с точным указанием пути вашего автомобиля, скорости и так далее и попросите свидетелей подписать его. Если есть фотоаппарат, сделайте снимки с места ДТП. На них должны быть автомобиль, участок дороги, портреты свидетелей - им на память.
Третье. Имея показания свидетелей, вам легче будет разговаривать с гаишниками. Ни за что не соглашайтесь подписывать бумаги, где не указана настоящая причина аварии - изъяны на дорожном полотне. Сотрудники ГАИ часто ленятся записывать в своих бумагах все подробности ДТП, но вы требуйте этого. В конце концов, должны же они выполнять свои прямые обязанности. Это касается, кстати, любых неприятностей на дороге, произошедших не по вашей вине. Мой знакомый налетел на большую железяку, которая упала с грузовика, шедшего впереди. Хорошо, что он добился от вызванных гаишников указать главное: авария произошла не по вине водителя. Страховщикам пришлось ремонтировать машину моего знакомого. И стоило это им больше 2000 долларов.
Четвертое. Хорошо обследуйте яму, в которую попал автомобиль. Бывает так, что дорожники присыпают вырытую канаву или траншею песочком и удаляются. Песок быстро вымывается или уносится колесами авто, и яма готова. Размеры траншеи очень важны. Согласно ГОСТу 50597 - 93, максимально допустимые размеры выбоин, просадок, незасыпанных канав и тому подобного, должны составлять: по ширине - 15 сантиметров, длине - 80 и глубине - 5 сантиметров. Все, что больше этих размеров, дорожники обязаны обозначать предупредительными знаками, фонарями, освещать и огораживать.
Кстати, это касается и тех выбоин, вымоин, которые появились в результате стихийных бедствий. Размеры ямки, в которую влетел ваш автомобиль, должны быть зафиксированы и в милицейском протоколе. Там же гаишники обязаны указать, что на момент аварии никаких предупредительных знаков не было. Дорожники часто стараются быстренько поставить их, чтобы заявить на суде, будто знаки поставлены вовремя, а водитель их не заметил. Копию протокола ГАИ хорошо заполучить сразу, на месте ДТП. Не дают - потребуйте в категоричной форме. Если инспекторы не хотят указывать все обстоятельства ДТП объективно, не подписывайте никаких бумаг и требуйте, чтобы прислали сотрудников вышестоящего звена ГАИ. Или потом идите туда сами. Можно обратиться сразу в суд, и там будут устанавливать степень вашей вины и вины дорожников. В любом случае с показаний свидетелей, если вы их сумели собрать, пока ждали инспекторов, надо снять копии для себя. Не успели - не беда. Скажите, что поднесете их в ГАИ позже или предъявите в суде.
Пятое. Если работники ГАИ не хотят искать виновника "торжества", то есть аварии, то можно, конечно, обратиться в прокуратуру, и прокурор в течение 20 дней обязан заставить работников ГАИ предоставить все необходимые материалы, в том числе и координаты организации, по вине которой произошла авария. Такой ход лучше применять, когда ущерб превышает сумму, которая больше 500 минимальных зарплат. А если еще и есть пострадавшие, то после вашего заявления прокурор обязан возбудить уголовное дело. Однако, учитывая "расторопность" прокурорских работников, чаще всего водителям самим приходится искать своих обидчиков. В принципе, сделать это не так уж и трудно. Хорошо, если узнаете фамилию начальника организации, которая ведет ремонтные работы или реконструкцию полотна. Тонкость: виновником является головная организация, а не ее филиал, который, возможно, и напортачил на дороге.
Шестое. После аварии, если даже чувствуете себя нормально, обратитесь в поликлинику. Пусть врачи досконально проверят ваше здоровье и тело. Не отказывайтесь от больничного. Тут надо помнить: если вы пробыли на больничном больше 21 дня, то против виновников аварии возбуждается уголовное дело. А это уже гораздо серьезнее, чем административная ответственность.
БОЛЬШЕ БУМАГ - ВЕРНЕЕ ПОБЕДА
Выполняя советы, перечисленные выше, не настраивайтесь на то, что дело может дойти до суда. Может и не дойти. Как сделать, чтобы дошло? Тут приходится надеяться только на такую зыбкую вещь, как совесть дорожных начальников. Конечно, если вы, не дай Бог, сильно пострадали в аварии, то делом в любом случае займутся судебные органы. Но чаще всего, согласно статистике, в ДТП подобного рода страдают не люди, а автомобили.
Так вот, первым делом после составления всех протоколов на месте аварии займитесь подсчетом ущерба, причиненного вашему автомобилю. Калькуляцию надо проводить в фирме, которая имеет право на оценку. За это надо заплатить определенную сумму, но не волнуйтесь - ее, в конце концов, возместит ответчик. За три-четыре дня до экспертизы направьте телеграмму в организацию, по вине которой вы попали в аварию. Если они не пришлют своего представителя, то копию телеграммы сохраните для возможного суда.
После экспертизы направьте заказным письмом с уведомлением требование (его можно написать в произвольной форме, но с подробным описанием произошедшего) виновнику ДТП. Приложите к ней все квитанции по затратам, связанным с аварией - даже счета по почтовым расходам. Пусть они маленькие, но такой педантизм заставит ответчика думать, что вы - человек серьезный и не отступитесь, пока не получите все сполна. А дальше - ждите. Для физических лиц законом установлен срок в одну неделю, для организаций и юридических лиц - месяц. Если в течение указанных сроков не было ни ответа, ни привета, пишите иск в суд. Государственную пошлину придется платить вам, но ее возместят - не волнуйтесь. Если вы наймете адвоката, то и его услуги виновник будет обязан оплатить.
Иск составляется по обычным правилам, которые можно узнать в суде. Но тут не забудьте указать все самым тщательнейшим образом. Особое внимание обратите на адреса, фамилии, номера паспортов и документов на автомобиль - каждая деталька важна для суда. ДТП опишите тоже во всех подробностях с указанием времени по минутам и даже погодных условий. Убытки перечислите в строгом соответствии с документами, которые имеете на руках. Их приложите к заявлению, а копии оставьте себе. В конце иска можете указать, что, согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, требуете возместить и моральный ущерб в размере, положим, 5000 рублей. По суду организации, ответственные за состояние наших дорог, обычно платят быстро. И не только потому, что боятся судебных исполнителей. Просто им легче списать деньги.
ПРОЛЕТАЯ НАД ЯМОЙ
Конечно, лучше на дороге не попадать ни в люки, ни в ямы. Профессионалы уверяют, что даже мало-мальски грамотный водитель способен уберечь машину от таких неожиданностей.
Но начать, пожалуй, стоит с подготовки машины к вот таким непредвиденным ДТП. Говорю об этом по настоянию работников ГАИ. Они рассказали мне совершенно невероятный случай. Водитель ехал со скоростью 20 километров в час, наткнулся на преграду в виде какой-то балки, лежащей поперек дороги и погиб. Конечно, дорожники виноваты, но и сам погибший оказался не на высоте. Дело в том, что он устроил в салоне что-то наподобие музыкального центра. Причем сделанного не по последнему слову техники, а тяп-ляп. Везде торчали какие-то винты, проволока и так далее. К несчастью, когда автомобиль подъезжал к лежащей балке на дороге, из магнитофона выпала кассета. Водитель наклонился, чтобы поднять ее, и тут - удар. Винт, торчащий из торпеды, вошел прямо в темечко - мгновенная смерть.
А вообще, чем меньше в салоне разных прибамбасов, которые в момент столкновения автомобиля с препятствием могут расшибить вам или пассажирам голову, тем лучше.
Из способов преодоления открытого люка или глубокой, но не широкой ямы приведу один. Итак, впереди и справа вы в последний момент заметили эту гадость. Вам стало ясно, что в нее через пару секунд влетит правое переднее колесо. Резко крутите баранку вправо и также резко возвращайте на место. Правая сторона обязательно приподнимется хотя бы на свободный ход амортизаторов. А это значит, что колесо пройдет над открытым люком свободно. Конечно, чтобы выполнять этот прием, надо хорошенечко потренироваться. Но, уверяю вас, он не сложен. Машина не перевернется, если вы это делаете на скорости до 70 километров в час. Выше - опасно. Если "помеха" слева, то баранку сначала крутите влево.
Для безболезненного преодоления поперечного бугра или ямы надо в последнее мгновение резко нажать на тормоз и тут же дать газу. Суть приема вот в чем. При резком торможении машина клюнет носом вперед, но в следующий момент амортизаторы поднимут колеса и они, едва коснувшись бугра или ямки, как бы пролетят над ними. Есть умельцы, которые успевают то же самое проделать и с задними колесами, то есть так нажать дважды на тормоз и на газ, что и задние амортизаторы сработают хорошо. Но это уже высший класс.
Поменьше ям!
АНЕКДОТ В ТЕМУ
- Как дела у твоей жены с вождением машины?
- Прекрасно. Дороги постепенно начинают вести туда, куда она хочет ехать.
* * *
При въезде в Нью-Йорк на автостраде установлен плакат: "Столбы наносят повреждения автомобилям только в порядке самообороны".