Конец октября - время первых оскаровских страстей. К этому сроку каждая уважающая себя
Конец октября - время первых оскаровских страстей. К этому сроку каждая уважающая себя кинематографическая держава должна выдвинуть претендента на "Оскар" в номинации "лучший иностранный фильм года". Позже картины пройдут через суровое отборочное сито, но попасть даже в самый первый, еще очень обширный оскаровский список, - уже большая честь. В России она выпала фильму "Дневник его жены" в постановке Алексея Учителя. Именно эту картину видит в числе соискателей престижной американской премии российский оскаровский комитет, в состав которого входят такие корифеи экрана, как Никита Михалков, Элем Климов, Алексей Герман, Владимир Меньшов... Последний, кстати, имел все основания претендовать на участие в оскаровской гонке со своим новым фильмом "Зависть богов", но коллеги рассудили иначе...
Внешне решение российского комитета выглядит вполне здравым. "Дневник его жены" - картина достойная и во многих смыслах интересная. Она с новой и, надо сказать, достаточно неожиданной стороны открывает личность великого русского писателя, нобелевского лауреата Ивана Бунина, который на закате своей жизни оказался погруженным в пучину страстей. По фильму его нежно и преданно любит жена, он же буквально потерял голову от молодой поэтессы Галины, которую, в свою очередь, уводит от Ивана Алексеевича... другая женщина, роковая красавица Марга.
В коротком пересказе фильм отдает чуть ли не откровенной пошлостью, оперной вампукой. Но с помощью этого, казалось бы, невероятного сюжета, имевшего, к слову говоря, место в реальной жизни, авторы сумели рассказать о душевной неприкаянности и трагическом одиночестве писателя, именно в те сумеречные для него годы выносившего, в муках родившего "Темные аллеи" - может быть, самую великую, самую пронзительную, самую страстную книгу о любви в мировой литературе...
И все же, несмотря на все свои немалые достоинства, шансы нашей картины получить "Оскар" или хотя бы попасть в пятерку финалистов кажутся мне весьма призрачными. Во-первых, в Америке, как правило, присуждают награду фильму, уже прогремевшему в Канне, Венеции или хотя бы в Берлине... Послужной список "Дневника..." куда как скромнее: второй по значению приз на отечественном "Кинотавре" да еще участие в Карловарском фестивале, где картина оказалась не понятой и соответственно не получила даже самой скромной, хотя бы "утешительной" награды. Во-вторых, в Америке ценят роскошное постановочное кино, а нищенский бюджет нашего фильма сквозит буквально в каждом кадре. Принять крымские пейзажи за окрестности французского Грасса, где провел свои последние годы Бунин, могут только совсем не искушенные люди, каковыми американские киноакадемики все же не являются. В-третьих, самодостаточная Америка, как это ни горько мне произносить, довольно смутно представляет сегодня, кто такой Бунин и что он сделал для мировой литературы. А без этого знания фильм теряет едва ли не половину своей дразнящей новизны... И, наконец, не будем забывать, что соперниками нашего режиссера будут такие мастера мирового кино, как, например, Ларс фон Триер, который претендует на "Оскар" своим знаменитым фильмом "Танцующая в темноте".
Так что не будем зря обольщаться: вряд ли на нашу картину прольется золотой оскаровский дождь. Хотя и надежды терять не станем: в искусстве всякие чудеса случаются...