Главное - стало ясно, что не правы оказались те (включая вице-премьера правительства Илью Клебанова), кто уверенно заявлял, что "почти наверняка можно сказать - когда подводная лодка "Курск" легла на грунт, живых там уже не было". Были! Капитан-лейтенант Колесников из безнадежности, кромешной тьмы и жути 8-го отсека упавшего на дно искореженного атомного крейсера успел сообщить нам, что по меньшей мере 23 подводника какое-то время были живы и ждали помощи...
Сведений, содержащихся в поднятом из океанской пучины клочке бумаги, достаточно, чтобы понять: уцелевшие члены экипажа "Курска" вели себя мужественно и профессионально. Они и на краю гибели действовали так, как их учили командиры. Поскольку бороться за живучесть корабля оказалось бесполезно, все кто мог собрались в кормовом отсеке-убежище. Отсюда наверх открывался единственный путь к спасению - через аварийный люк. Из записки следует: были выбраны добровольцы, готовые попытаться выйти через этот люк и рискнуть самостоятельно всплыть со стометровой глубины. Не удалось... Почему - предстоит разбираться спасателям и конструкторам корабля. Можно предположить, что оказалась затопленной шлюзовая камера между 9-м отсеком и аварийным люком. Ведь еще в августе норвежские водолазы обнаружили в этом месте корпуса атомохода трещину, помешавшую стыковке с люком глубоководных аппаратов.
Почему тело Димы Колесникова и троих его товарищей водолазы нашли в 8-м, а не в 9-м отсеке? Точно, по всей вероятности, никто и никогда не узнает ответа. Не исключено, когда стало понятно, что самостоятельно выбраться на поверхность через аварийный люк не удастся, часть моряков вернулась в не затопленный тогда соседний отсек, чтобы рациональней расходовать оставшийся в корпусе атомохода воздух.
Положа руку на сердце, действительно слабо верится, что хоть кто-то из моряков "Курска" без помощи с поверхности спасся бы даже в случае исправности всех спасательных средств, оставшихся в их распоряжении в 9-м отсеке. Даже если бы один выбрался на поверхность в первые часы после аварии - кто бы его подобрал? Корабли Северного флота, узнав о беде с крейсером, шли сюда полным ходом, но все же им на переход и поиск понадобилось немало времени. А в Баренцевом море долго ли продержится человек на плаву?
Атомная подводная лодка "Курск", как официально объявлено, затонула 12 августа. Командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов сообщил: последние стуки с крейсера акустики слышали до 14 августа. Еще целых двое суток... Как объяснил это впоследствии вице-премьер И. Клебанов? В интервью нижегородской телекомпании "Волга" 6 сентября он сказал: акустики ошиблись, поскольку экипаж погиб сразу, стучать со дна было некому. При этом выразился довольно туманно: "Ошибочной была информация не о факте сигналов с затонувшей подводной лодки, ошибочной была их трактовка".
Не эти ли странности имел в виду помощник президента РФ Сергей Ястржембский, когда на днях признал: в информационной ситуации с атомной подводной лодкой "Курск" немало "белых пятен"?
Тем временем внесены серьезные коррективы и в ход аварийно-спасательных работ на "Курске", приостановленных было на некоторое время из-за сильного шторма и ураганного ветра. Решено, как только позволит погода, все усилия водолазов сосредоточить на 9-м отсеке атомохода, в котором, как сообщал Дима Колесников, искали спасения те, кто еще некоторое время на лодке оставался в живых.
А специалисты продолжают поиск причин катастрофы. Вице-премьер Клебанов пообещал, что к 8 ноября, на которое намечено заседание возглавляемой им правительственной комиссии, из всех версий останется одна. К чему дело клонится? Определенные предположения можно делать на основании заявления главнокомандующего Военно-Морским флотом России адмирала Владимира Куроедова, уверенного, по его словам, на 80 процентов: "Курск" погубило столкновение с иностранной атомной подводной лодкой.
Тогда вариантов только два: это была или американская, или британская субмарина. Именно они, не скрывают на Западе, во время трагически завершившихся учений Северного флота вели разведку на наших полигонах. Все подозрения натовцы с порога отметают, но и не дают возможности осмотреть свои вернувшиеся из Баренцева моря атомоходы. Поэтому как-то особенно подозрительно выглядит такое беспрецедентное сообщение из Лондона: с боевого дежурства одновременно сняты 12 атомных подлодок королевских ВМС. Официальная версия: в контуре охлаждения реактора одной из них обнаружена трещина, поэтому решено на всякий случай обследовать и остальные. Понятно, что на них начнутся ремонтные работы.
Такого рода неполадки не раз обнаруживались на флотах любых стран, однако никогда к причалам не ставили сразу все корабли. А что если под видом ремонта реактора хотя бы одной английской лодки на ней на самом деле примутся латать поврежденный в столкновении с "Курском" корпус? Тогда вынужденная стоянка остальных одиннадцати может оказаться тщательно разработанной операцией прикрытия, как говорят разведчики.
НАШ СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ ПЕРЕДАЕТ ИЗ ЗАПОЛЯРЬЯ:
- Не плачьте, я разревусь вместе с вами, - попросил главнокомандующий Военно-Морским флотом Владимир Куроедов родственников погибших подводников на встрече с ними в поселке Видяево. По его словам, некоторые тела, поднятые водолазами, сильно обожжены, что свидетельствует о бушевавшем на подлодке после аварии пожаре.
В четверг родственники погибших зажгли в часовенке в Видяево 118 свечей в память о подводниках. А власти Североморска заявили о своем решении построить новый храм. Для него выбрано самое высокое место в городе - Птичья гора.
Иоланта КАЧАЕВА.