Похоже, россияне больше не связывают перспективное будущее с образованием
Мой знакомый съездил в Екатеринбург на научную конференцию, пришел отдавать зонтик, который брал у меня напрокат. Ему нужен был нескладной, длинный как трость. Не от дождя, а для камуфляжа — провезти в чехле плакат с цифрами и диаграммами. А еще он брал рюкзачок с ноутбуком и дисками — тоже для доклада. Ну и из белья, сколько вместилось.
Все эти ухищрения из-за авиакомпании «Победа», там у них длину и вес ручной клади измеряют как в аптеке, не забалуешь. Человек разумный подумал: да ну ее, эту декорацию с чехлом, раз с зонтом в салон можно, то с плакатом-то, который много короче и легче, тем более. Казалось бы. Но сотрудники «Победы» сказали, что они не здравым смыслом пробавляются, а инструкцией, так что платите тысячу рублей и летите на эту свою конференцию белым лебедем.
И из-за тыщи такие хлопоты? Знакомый только улыбается на мой легкомысленный вопрос:
— Я же ездил за счет своего отпуска и за свой счет. Начиная с платы за образцы — 7 тысяч рублей — и кончая отпуском на время поездки, перелетом и гостиницей. Тут поневоле станешь считать каждую копейку.
— Стесняюсь спросить, — задаю второй дурацкий вопрос, — а сколько вам платят?
— В реале едва за 30 тысяч. Хотя по президентскому указу должны раза в три больше как минимум.
И объясняет доходчиво, как студентке-троечнице: на сайте их научного центра (очень большого и важного!) помечено, сколько средств выделено за прошедший год каждой научной группе. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы разделить эту сумму на число сотрудников. Притом что они учли и плату за аренду, и за свет и тепло, и все равно не могли объяснить столь колоссальных расхождений — так это назовем. Ну не могут же все эти накладные расходы составлять 3600%?! Спросили нескромно начальника, тот пожал плечами: «не ко мне». А еще, мол, строительство в институте идет: Но это ж получаются нецелевые расходы? И тогда любознательным ученым посоветовали поинтересоваться столь деликатными материями у «самого». Он почему-то уверен, что грызть гранит науки лучше на голодный желудок. Эффективнее!
— Да как же такое может быть? — невольно задаю я свой третий дурацкий вопрос. И спохватываюсь. А чего я, собственно, изумляюсь. Забыла, что ли, как заехал высокий столичный гость в роддом башкирского города Салават, а ему там при всем честном народе рапортуют, что зарплата у врачей — 60 тысяч. Врачи тут же рядом сидят. Хлопают и смеются в голос недобрым хохотом.
Или вот на Общественном телевидении России фонд Дмитрия Маликова собирает для Миши Кустова, у которого саркома съела тазобедренный сустав, два с половиной миллиона рублей. Столько нужно, чтобы поставить ему заменитель сустава, и не в Израиле или в Германии, а у себя в Москве, в Центре детской гематологии имени Дмитрия Рогачева. И что, министр здравоохранения Вероника Скворцова об этом не знает, когда говорит, что дети с подобными диагнозами получают от государства весь спектр необходимых услуг?
Два пишем — ноль в уме и в кармане. И эти, и все остальные «когнитивные диссонансы» объясняются просто: на содержание чиновников и силовиков тратится в России почти в шесть раз больше, чем на образование и медицину вместе взятые! Бывший сотрудник спецслужб и банкир Александр Лебедев написал, что на содержание чиновников РФ в сутки уходит 3,8 млрд рублей. А в Германии скандал из-за того, что канцлер Ангела Меркель и партайгеноссе Аннегрет Крамп-Карренбауэр прибыли на одну встречу разными бортами. Немецкий налогоплательщик не желает оплачивать такие вольности — и все тут! А у нас доля в расходах федерального бюджета в 2018-м составила на чиновников и силовиков — 37,4%, а на образование и медицину — 6,8%. Разницу каждый из нас почувствовал, и не однажды.
Кстати, вот интересное сообщение: в Воронеже открылась школа юных футболистов, где занятия ведут российские и итальянские тренеры. И хотя плата за месяц 19 тысяч рублей — больше половины среднего заработка горожанина (в Воронеже это 33 тысячи), в желающих недостатка не наблюдается. О чем это говорит? Все хотят, чтоб дети разбогатели, но перспективное будущее уж точно не связывают с образованием — кому нужны выпускники вузов и уж тем более ученые в стране, где даже государству они точно не нужны, а экономика свелась в основном к «купи-продай»?