Трагедию в сирийском небе комментирует летчик-испытатель, член Союза ветеранов Сирии Мстислав Листов
18 сентября в сирийском небе был сбит российский военный самолет Ил-20, погибли 15 наших военнослужащих. С самого начала представители Минобороны РФ определили виновных, заявив, что это израильские летчики, прикрываясь российским самолетом, подставили его под ракету сирийских сил ПВО. Официальный Израиль утверждает, что в момент запуска сирийских ракет его истребители F-16 уже покинули воздушное пространство Сирии. Однако в высоких российских кабинетах обещают наказать израильтян.
В любом случае операция с Ил-20, подставленного под «дружеский», а то и собственный огонь (про роль ПВО Хмеймима почему-то умалчивают), войдет в учебники как пример, с одной стороны, запредельного головотяпства, а с другой — военного мастерства. «Труд» попросил прокомментировать ситуацию бывшего летчика-испытателя, члена Союза ветеранов Сирии Мстислава ЛИСТОВА. В 1973 году в составе экипажей военно-транспортной авиации он выполнял боевые задания в операции под кодовым названием «Кавказ», известной позже как арабо-израильская Октябрьская война (или Война Судного дня).
Как вспоминает Листов, летали они тогда в Сирию на самолетах ВТА Ан-12БП, и Ан-22, и эти полеты были длительными и очень непростыми. Вылетали из Литвы, брали курс на Дальний Восток, в Комсомольск-на-Амуре, где брали на борт новые самолеты, а в других местах ракеты, боевую технику, потом через всю страну возвращались и шли дальше: через Югославию и Адриатическое море в Средиземное море мимо острова Крит, через Кипр, приземлялись в Халебе (ныне Алеппо) или Дамаске. Так что Листов хорошо представляет нынешний театр военных действий.
По мнению Мстислава Степановича, официально заявленная нашими военными версия нынешних событий с Ил-20 оставляет открытыми массу вопросов. И первый из них: можно, конечно, предъявлять претензии к сирийским ракетчикам (батальон сирийских ПВО, откуда произвели пуск, арестован), но где были российские советники, тем более когда в воздухе наши самолеты? А дальше — новые вопросы.
— Сам по себе случай вполне хрестоматийный, чужим истребителям не столь уж сложно подойти и встать в кильватер, чтобы слиться в одну отметку на экране локатора обзора, — поясняет Листов. — Но теперь выясняется, что только один F-16 «прикрывался» «Илом», а еще три барражировали на высоте 10-12 км: Но ведь наша радио-, космическая и агентурная разведки обязаны следить за любым взлетом не только с территории Израиля, но и американцев, и французов и передавать оперативно данные воздушной обстановки на КП нашему руководителю полетов. Ракета до цели 35 км летит не более 10 секунд. Даже если израильтяне предупредили о своих истребителях за минуту, время было и у ракетчиков, и у наших летчиков. А руководитель полетов обязан дублировать команду экипажу об угрозе сзади и дать команду применить противоракетный маневр — экстренное снижение...
— Мы в 1973-м применили аналогичные действия над Голанскими высотами, — вспоминает Листов, — и тогда спасли и себя, и самолет, шедший, кстати, с предельно допустимым взлетным весом. Почему же наш боевой опыт сегодня не нужен?
Идем дальше. Вот слова представителя Минобороны генерала Конашенкова: «На экране отчетливо видно направление полета ракеты С-200, выпущенной сирийским комплексом ПВО, положение российского и израильского самолетов. При этом достаточно хорошо видно, что направление полета ракеты нацелено на израильский самолет. Затем радар С-400 «увидел», как ракета резко изменила направление полета и пошла на Ил-20». И снова вопрос: а почему этого никто не предвидел, тем более, как мы читаем, наш С-400 контролировал ситуацию?
По мнению Мстислава Степановича, чтобы дать объективную оценку трагическому событию, надо ответить на все эти загадки. Готов ли был экипаж к маневру ухода от поражения ракетой? Проигрывалась ли эта ситуация? Был ли оборудован Ил-20 индикацией об облучении с задней полусферы и от локатора ЗРК спереди? Понимали руководители полетами «Ила», что заводили его на посадку, когда в зоне находились четыре истребителя, или они этого не видели? Ведь если понимали, то обязаны были дать команду экипажу встать в круг с набором высоты и приступить к снижению только после изменения ситуации...
— Для того чтобы такие трагедии в воздухе не повторялись, российским военным очень важно провести работу над собственными ошибками, а не сваливать все «на вражеские происки», — подытоживает Мстислав Листов.