Главная Культура 10:08 28 Сентября 2012 1296
Юрию Любимову – 95
Когда в биографию вписано столько взлетов, когда все мыслимые и немыслимые лавры уже собраны, а юбилейная цифра просто зашкаливает за привычные рамки, любой другой, наверное, уже бы успокоился. Только не Любимов. В 95 покой ему даже и не снится
Виктория Пешкова

То, что юбилей Юрий Петрович будет отмечать в Театре имени Вахтангова, более чем закономерно: он учился в Щукинском училище, шагнул на эту сцену азартным дебютантом и, начав с эпизода в бессмертной «Принцессе Турандот», добрался до ролей, о которых, как говорят в таких случаях, можно только мечтать: Ромео и Треплев, Сирано и Моцарт. А затем рванул в режиссуру, поставив пьесу Александра Галича «Много ли человеку надо». Жизнь показала: Любимову нужно много.

В очередной раз, уже, по сути, по собственному решению оставив «Таганку» на волю волн и ветров, он мог собрать для намеченной им постановки «Бесов» специальную актерскую команду по своему выбору. Министерство культуры даже со средствами обещало помочь. Но режиссер пришел в театр, который когда-то ради «Таганки» и оставил. Почему он это сделал, почему в разнообразных жизненных ситуациях поступал так, а не иначе, Юрий Петрович и те, кто его хорошо знает, ответили «Труду».

Юрий Любимов:

– Театр не имеет права не отражать время. А что сейчас может быть своевременнее «Бесов»?! Мир в кризисе, но экономика тут ни при чем. Это следствие, но никак не причина. Кризис веры ставит мир на грань выживания.

Эта же тема прослеживается и в «Князе Игоре», над которым я сейчас работаю для Большого театра. Композитором Владимиром Мартыновым была сделана новая музыкальная редакция. Результатами Большой театр доволен. Есть в этой опере нечто такое, что еще только предстоит открыть и что может перевернуть привычное представление об этом произведении.

Открытие неоткрытого предшественниками – вот что роднит творческий почерк Юрия Любимова и Михаила Лавровского, выдающегося танцовщика, в прошлом премьера Большого театра, а ныне художественного руководителя Московской академии хореографии. В «Бесах» он ставил сценическое движение.

Михаил Лавровский, балетмейстер:

– Талант всегда притягателен, а Юрий Петрович вдобавок обладает еще и совершенно особой харизмой. Мне многое в нем импонирует, но больше всего, пожалуй, чрезвычайная требовательность к себе и к актерам. Это качество, так сказать, обоюдоострое, создающее немало сложностей и самому человеку, и окружающим, но без него подлинное искусство создавать невозможно. Я еще раз в этом убедился, когда он пригласил меня ставить пластику в «Бесах». Наши взаимоотношения на площадке я воспринимаю как отношения маэстро и ученика. Работать с Любимовым чрезвычайно интересно – при условии совпадения мироощущения, а у нас оно очень близко: пик моего собственного творчества пришелся на начало 60-х, когда и созданная им «Таганка» переживала золотой век. Первым таганским спектаклем, увиденным мною, был «Час пик». Я рос дворовым мальчишкой, совершенно неискушенным в театре, но то, что я увидел, потрясло меня до глубины души, мало того – заставило полюбить драматический театр на всю жизнь.

В судьбах Юрия Любимова и Роберта Стуруа есть нечто общее: обоим выпала редкая для художника возможность создать свой театр. Оба в конечном итоге были вынуждены покинуть свои детища (Стуруа год назад уволили из тбилисского театра имени Руставели – как считается, за критику режима Саакашвили) и искать пристанища под другими небесами.

Роберт Стуруа, главный режиссер московского театра Et cetera:

– Для меня театр Любимова – одно из самых сильных впечатлений молодости. Более того, я бы сказал, что он сыграл очень важную роль в моем становлении как режиссера: мы ничего не знали о Мейерхольде, о том русском нестандартном театре, который не просто отображает жизнь, но создает особую поэтическую театральную условность. Он нам все это открыл. Юрий Петрович – человек необыкновенный и очень цельный: в сложные и для него, и для страны годы он сумел сохранить себя не только как личность, но и как художника – сберег ту вахтанговскую жилку, которая так дорога всем, кто ценит игровую природу театра.

О том, что нас связывает с Любимовым, можно говорить бесконечно долго, и, как обычно бывает в таких случаях, вспоминаются не какие-то важные события, а мелочи. Когда тбилисский театр имени Шота Руставели, с которым связана большая часть моей жизни, отмечал юбилей, Юрий Петрович подарил нам гитару Высоцкого с автографами всех артистов «Таганки», она и сейчас хранится в музее театра.

Я очень люблю этого человека. В 84-м мне предлагали возглавить Театр на Таганке, когда его вынудили уехать из страны, отняли подданство. Но я тогда сказал, что сделать этого не могу, если только сам Юрий Петрович мне не позвонит. Я посчитал такое предложение аморальным еще и потому, что с человеком так несправедливо обошлись. В этот раз мне с Таганки не звонили. Видимо, подумали, что я снова откажусь. И правильно сделали, что не позвонили, потому что, когда жив создатель театра, театр не имеет права так обращаться со своим отцом. Это все равно что своих родителей отправить в дом престарелых.

В юбилей принято желать долгих лет жизни. Я хочу пожелать Юрию Петровичу в первую очередь долгой жизни в театре. Хотя, если честно, я скорее пожелал бы этого самому себе – его творческой форме я могу только позавидовать.

«Труд» обратился и в Театр на Таганке, с которым судьба Любимова была связана на протяжении полувека, однако этот союз был разрушен год назад из-за конфликта с актерами, считавшими, что режиссер сосредоточил в своих руках слишком большую власть и ущемляет их материальные интересы. В театре, однако, ответили, что предпочитают в этот день воздержаться от каких-либо высказываний.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9473
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7169
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?