Вариации на тему любви

Как признался композитор Алексей Рыбников, идею ему подсказали зрители, желающие снова встретиться с героями его постановок

В Театральном зале Московского международного дома музыки состоялась премьера спектакля театра Алексея Рыбникова «Аллилуйя любви». Как признался композитор, идею ему подсказали зрители, желающие снова встретиться с героями его постановок. В спектакль вошли сцены из наиболее известных театральных произведений композитора, а также несколько тем из фильмов (Рыбников написал музыку более чем к 100 лентам).

Как в калейдоскопе, одна яркая сцена сменяется другой, одна любовная пара сменяет другую. Мюнхгаузен и Марта, Андрей Болконский и Наташа Ростова, Хоакин и Росита и, конечно, Резанов и Кончита — вокруг этих любовных дуэтов разворачивается эффектное действие с танцами, хорами и сольными номерами. Спектакль задуман как вариации на тему любви.

Всем хорошо знакомы основные театральные произведения композитора: «Юнона и Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», но об одном имеет смысл рассказать особо. Это новое масштабное произведение с длинным и изысканным названием «Живые картины времен Александра I и Наполеона Бонапарта по роману гр. Льва Толстого «Война и мир». Публике были представлены две сцены из «Войны и мира» — «Аустерлиц» и «Бал Наташи». Фрагменты были настолько яркие, что непременно захотелось увидеть спектакль в полном объеме. Арии Наполеона (Александр Поздняков) и Болконского (Никита Поздняков) столь красивы, что, без сомнения, станут хитами вокального репертуара.

Стильно и красиво сделаны костюмы (художник — Александра Баранова). Яркие армейские мундиры французских и русских офицеров оттеняются белыми и бледно-бежевыми дамскими платьями.

Оригинально решено сценическое пространство (постановщик — Давид Мативосян). В качестве декораций — тумбы разной величины и высоты, которые становятся то колоннами в сцене бала, то пушкой в «Мюнхгаузене», то декоративными подставками в финале. На заднике сцены большой круглый экран выполняет несколько функций — комментирует происходящее («Хоакин»), усиливает ощущение драматизма («Война и мир»), продлевает действие («Барон Мюнхгаузен»), превращается в огромные часы, символизирующие быстротечность жизни.

Новый спектакль театра Алексея Рыбникова имел успех благодаря не только красивой музыке и удачным постановочным эффектам, но и первоклассным артистам, обладающим незаурядным актерским талантом и вокальным мастерством. Евгения Благова, Светлана Скурихина, Анастасия Кожевникова, Екатерина Соловьева, Александр и Никита Поздняковы, Валерий Анохин, Павел Зибров, Николай Дроздовский — можно порадоваться за режиссера Александра Рыхлова, в распоряжении которого есть такие универсальные исполнители. Это уже пятый спектакль, поставленный режиссером и снискавший успех. Зрелищности постановкам добавляют оригинальные и зажигательные танцевальные ансамбли — заслуга хореографа Жанны Шмаковой.

Но главный герой спектакля — это все же музыка Алексея Рыбникова с превосходными мелодиями и терпкими гармониями, где одна тема естественно переливается в другую. Музыка Рыбникова, вне зависимости от времени написания того или иного произведения, неизменно свежа.