ЦАРСКАЯ СЕМЬЯ - ПРЕСТУПНИКИ?

Генпрокуратура решила, что расстрелянные члены царской семьи не подлежат реабилитации, так как не являются жертвами политических репрессий. (Материал об этом читайте на 1-й стр.) По мнению прокуроров, нет ни одного официального судебного документа, который свидетельствовал бы о том, что под Екатеринбургом совершался расстрел по приговору суда, а это необходимое условие для реабилитации. Раз так, нет жертв режима, некого и реабилитировать. Но раз они не жертвы, то, стало быть, преступники?

Тимофей БАЖЕНОВ, путешественник, телеведущий:
- Нет, конечно! Царь и его семья - мученики, жертвы коммунистической идеологии. Николай II позволил себе слабость. Он не должен был оставлять страну в такой сложный момент, не должен был проявлять слабость воли. Из-за этого мы оказались на столько лет под игом коммунистов.
Елена ЖЕМКОВА, исполнительный директор международного историко-просветительского общества "Мемориал":
- Это были жертвы политических репрессий! Мне все равно, царская это семья или нет. В документах о расстреле царской семьи говорится, что это сделано в "политических интересах", так о чем тут спорить? Не признавать их политическими жертвами - двойное преступление.
Светлана ЖИЛЬЦОВА, телеведущая, заслуженная артистка России:
- Считаю Николая II одновременно и жертвой, и мучеником, и героем. Конечно, он был достаточно слабовольным правителем, но зла своему народу не желал.
Валерий КАУРОВ, председатель Союза православных граждан России:
- Нет, ни в коем случае! Русская православная церковь давно признала императора и его семью святыми. Убийство в любом случае преступление. Суд страны, которая стала преемницей СССР, должен решить, правильно ли это.
Николай ЛУКЬЯНОВ, председатель Всероссийского монархического центра:
- Нет, конечно. Но решение прокуратуры считаю абсолютно правомерным и справедливым. Нет никаких прямых доказательств, приказов, подтверждающих факт репрессий. Княжна Мария Романова, которая хлопочет о реабилитации - внучка двоюродного брата государя, великого князя Кирилла, который предал царя, увел войска и сам ушел в мятежную Государственную Думу. Он ведь в то время даже дал интервью газете "Биржевые новости", где заявил, что царская семья его тиранила, а потом ходил с революционным красным бантом. Теперь Романова хочет получить официальное доказательство репрессий, чтобы затем требовать материальную компенсацию.
Александр КЛИМОВ, преподаватель московского кадетского корпуса:
- Вопрос нужно ставить по-другому: а кто судил царя? Его же просто убили! Я согласен с решением прокуратуры. Правильно сказал и уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин - в реабилитации в данном случае нет смысла, поскольку император ушел с престола еще до гражданской войны и в дальнейших событиях участвовал только как узник.
Михаил НОЖКИН, народный артист России:
- Героем расстрелянного царя я не считаю. Скорее, мучеником. Царскую семью, детей, конечно, жалко. Николай II не смог их спасти. Он вел себя очень непоследовательно, по сути, спровоцировал все революционные события. Николай сам отрекся от престола, поэтому все его потомки не имеют никакого права считать себя наследниками царя и на что-то претендовать.
Эдуард ХРУЦКИЙ, писатель, драматург:
- Семью Николая II - его жену, детей - нужно реабилитировать. Глупость, что нет официальных документов, подтверждающих расстрел. Сохранились ведь телеграммы, в которых шла об этом речь. А вот для реабилитации самого царя не вижу никаких оснований. По его вине произошло Кровавое воскресенье, мы бездарно проиграли японскую войну. Если бы не революция, проиграли бы и войну с немцами. Не говорю уж, что в деревне была полная безграмотность. И за все это в ответе правитель государства.
Глеб ПАНФИЛОВ, кинорежиссер, автор фильма "Романовы - Венценосная семья":
- Николай II - неоднозначная личность. Он стал и героем, и жертвой, и мучеником. А отказ прокуратуры - обыкновенное крючкотворство. К тому же раз она не выносила приговор, то и выносить решений по этому делу не имеет права. Главное же, что царскую семью похоронили с почестями.